Оуэн (owen) Роберт

(1771-1858) — англ. социалистутопист. В области этики О. преодолевает буржуазную ограниченность Гельвеция и Бентама, в воззрениях к-рых (при всех различиях) общим было убеждение, что нравственное об-во возможно при строе, основанном на частной собственности. О. выдвигает и отстаивает положение о том, что частная собственность разъединяет и сталкивает людей, деморализует их, поэтому нравственное об-во возможно только на основе общественной собственности и взаимного сотрудничества. К. Маркс писал: «Свою систему правильно понятого интереса Вентам основывает на морали Гельвеция, а Оуэн, исходя из системы Бентама, обосновывает английский коммунизм» (т. 2, с. 146). Вслед за фр. материалистами XVIII в, О. считал, что взгляды человека определяются окружающей его средой. Чувства, убеждения и воля, по О., зависят от впечатлений, производимых на природную организацию человека внешними обстоятельствами, «Таким образом, весь его характер в физическом, умственном и нравственном отношении образуется независимо от него». Из этих положений О. делал вывод, что в пороках людей повинен тот общественный строй, в к-ром они существуют. Он углубил по сравнению с фр. материалистами анализ социальной среды, формирующей нравственные взгляды человека, отнеся к ней не только политическое устройство об-в а, но и экономический строй. В этой связи О. подверг резкой критике строй капиталистической погони за прибылью. Капитализму О.. противопоставил социализм как разумное общественное устройство, в к-ром создаются необходимые условия для воспитания высоконравственных людей, поскольку присущее всякому человеку стремление к счастью в социалистическом об-ве сочетается с достижением счастья для всех. Но положение об определяющем влиянии обстоятельств на человека О. трактовал весьма метафизически: «Внутренний и внешний характер человека формируется для него, а не им... Поэтому человеку нельзя вменять ничего в заслугу или в вину, он не может заслуживать похвалы или порицания, награды или наказания...» О., т. обр., отрицал возможность выбора в поведении человека, что, по существу, означает ликвидацию морали. Своему ошибочному толкованию О. придавал исключительное значение, видя в нем путь к установлению строя всеобщего счастья. Усвоивший это положение человек, считал О., освобождается от злых чувств к др. людям и проникается чувством любви и милосердия. Всеобщее распространение этого положения устранит причины зла на земле и приведет к торжеству, добра. Для того чтобы побудить созданных существующим общественным строем порочных людей стать на путь избавления от пороков, 0.-1 апеллирует к истине и разуму. Разум, по его мнению, должен убедить людей принять истину о за-я висимости характера человека от обстоятельств и устроить общественную жизнь сообразно с ней. Невежество и заблуждения О. рассматривает как источник зла, а истину и разум — как источник добра. Здесь метафизический подход к проблеме социальной детерминации нравственных взглядов: человека сочетается у О. с идеалистическим пониманием· источников.; морали и движущих сил ее развития. В этическом учении О. важное место занимают соображения о нравственном воспитании в будущем социалистическом об-ве. Наряду с производством О. рассматривает воспитание как гл. сферу деятельности этого об-ва. Осн. соч., в к-рых нашли отражение этические взгляды О,: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человечен ского характера» (1812, рус. перевод 1865), «Книга о новом нравственном мире» (1836-44), «Революция в сознании и деятельности! человеческого рода» (1849).

Источник: Философский словарь на Gufo.me