Музыка Церковная

Один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян. языке без инструментального сопровождения; осн. жанры — литургия (обедня), всенощная, молебен, пития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. — григорианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с органом, оркестром; осн. жанры — месса, реквием, мотет, магнифи-кат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест. хорале, к исполнению к-рого привлекаются прихожане, исполняется с инструментальным сопровождением, на родном языке; осн. формы — оратория, пассионы (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали музыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Рахманинов и Др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм. и канонов, выражали гуманистическое, общечеловеческое содержание, но эти произведения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского характера.

Источник: Философский словарь на Gufo.me