Литт (litt) Теодор

(род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф — ум. 1962) — нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем — в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть "встреча", в которой "я" отзывается "ты", в котором "ты" становится судьбой "я", и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие "первоначальной согласованности". Осн. произв.: "Geschichte und Leben", 1918; "Individuum und Gemeinschaft", 1919; "Erkenntnis und Leben", 1923; "Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt", 1930; "Einleitung in die Philosophie", 1933; "Der deutsche Geist und das Christentum", 1937; "Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein", 1938; "Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis", 1941; "Denken und Sein", 1948; "Naturwissenschaft und Menschenbildung", 1952; "Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung", 1953; "Technisches Denken und menschliche Bildung", 1957.

Источник: Философский словарь на Gufo.me