Итальянская Философия

1. Введение. В развитии схоластической философии принимали участие итал. ученые с мировым именем — это прежде всего Ансельм Кентерберийский, Бонавентура и Фома Аквинский. Собственно итал. философия начинается с Ренессанса — возрождения греч. философии, совершавшегося в итал. духе. 2. Ренессанс и гуманизм. За платоновскую философию выступил Плетон (ок. 1355-1450), потому что она ближе, чем аристотелевская, стояла к христ. способу мышления. К нему присоединились Марсилио Фичино, руководитель платоновской Академии во Флоренции, и Джованни Пико делла Мирандола, в то время как Пьетро Помпонацци защищал аристотелизм в духе александрийской школы (см. Александрийская философия). Ортодоксальность частично обнаруживает аристотелизм позднейшего Ренессанса, представленный Андреа Цезальпинусом (1519 — 1603) и Джакомо Забареллой (1532-1589). Ученый-естественник все более и более выступает против сложившегося философского типа: Джеронимо Kapдано создал динамическую философию универсальной смены форм; меньшее значение для философии имел известный деятель науки Бернардино Телезио. Франциск Патриций (1529-1597) пытался объединить критическое исследование природы со спекулятивной метафизикой света. Все эти мыслители были предвестниками подлинных духовных борцов, чьи ряды возглавил Леонардо да Винчи (1452 — 1519), который в своем философско-научном исследовании гениально объединил созерцание и мышление, в то время как Никколо Макиавелли развивал философию национальной истории. Джордано Бруно вновь открывает в видимой Вселенной невидимую бесконечность Бога, которая наполняет человека "героическими страстями". И уже окончательное преодоление средневековья в духе пытливой науки (естествознания) приходит вместе с Галилео Галилеем. 3. Контрреформация и Просвещение (сер. 17 -кон. 18 в.). Уже Патриций своими философскими работами способствовал Контрреформации, в еще большей мере это можно сказать о Томмазо Кампанелле, несмотря на его подчеркнутую враждебность к схоластике. Кардинал Беллармин (1542 — 1621) защищает родственное догмату о папской непогрешимости убеждение о власти папы. Основателем современного историзма стал Джамбаттиста Вико. Чезаре Беккариа-Бонезана создал социал-реформистскую философию морали и права. Философия англ, и франц. Просвещения была воспринята итал. мыслителями, но дальше они ее не развили. 4. Девятнадцатый век. Энтузиазм, родственный спекулятивному взлету в нем. идеализме и представленный в Северной Италии кантианцем Антонио Росмини и Винченцо Джоберти, для итал. философии оказался решающим. Для Джоберти, в своем мышлении поднявшегося до Гегеля и диалектического метода, не только бытие, но и само божественное бытие доступно познанию." Философия, развиваемая в Южной Италии, к этому времени была охвачена первой волной гегельянства; главные его представители здесь — Бертрандо Спавента (1817-1883) и Франческо де Санктис (1817-1883). Паскуале Галлуппи (1770-1846) и Альфонсо Теста (1784-1860) были кантианцами. Наконец, в философии имел место и позитивизм, представленный Карло Каттанео (1801 — 1869) и Джузеппе Феррари (1812 — 1876), защищавшими линию Вико в гуманитарных науках. В сер. 19 в. возникло сильное неосхоластическое движение; его представители: Каэтано Сансеверино (1811 — 1865), Томмазо Циглиара (1833 — 1893) и Маттео Либераторе (1825 — 1892). Это движение получило существенную поддержку в энциклике папы Льва XIII "Aeterni Patris", вышедшей в 1879, и благодаря основанию в 1891 Академии Фомы в Ватикане. Наоборот, следующая волна гегельянства произвела слабое воздействие на итал. философию. Новейшее кантианство получило известное влияние только благодаря Карло Кантони (1840-1906); ему следовали Феличе Токко (1845-1911), историк философии Алесандро Чиапелли (1875 — 1931) и скептический критик Джузеппе Рейсы. На границе между идеализмом и позитивизмом стоял Бернардино Вариско (1850 — 1933). Представителями новейшего (естественно-научного позитивизма являлись Роберто Ардиго и Паскуале Виллари (1827 — 1917). Позитивистскую социологию представлял Антонио Лабриола. 5. Двадцатый век. Ведущий итал. философ этого столетия — Бенедетто Кроче, который сам себя называл идеалистом в духе Де Санктиса в эстетике, гербартианцем в морали и вообще в понимании ценностей, антигегельянцем и антиметафизиком в теории истории и понимании мира вообще, натуралистом или интеллектуалистом в теории познания. Наряду с ним следует упомянуть неогегельянца Джованни Джентиле, представителя "актуалистического" идеализма.

Источник: Философский словарь на Gufo.me