Дружинин Александр Васильевич

(8(20). 10. 1824, Петербург — 19(31). 01. 1864, Петербург) — литературный критик, писатель. Учился в Пажеском корпусе, до 1851 г. служил в канцелярии военного министерства; с 1847 по 1856 г. сотрудничал в журн. "Современник"; в 1856- 1860 гг. — редактор журн. "Библиотека для чтения". Не разрабатывая специально философскую проблематику, Д. занял в этой области полуидеалистически-полупозитивистскую позицию: он — противник философской схоластики, мистической и трансцендентальной философии (к философам-трансценденталистам он относил, в частности, Гегеля); в то же время он осуждал "вредную философию сенсуалистов" (хотя высоко ценил "Исповедь" Ж. Ж. Руссо) и "странную" школу "отрицательного направления" — левогегельянство. "Здравый", "чисто современный взгляд на вещи" — фактическое философское кредо Д. В центре его творчества — проблемы эстетики и литературной критики. Признавая в принципе, что каково бывает об-во, таковой является порожденная им литература, Д. выступал против "деспотического" применения этого правила к анализу литературного процесса, против установления полнейшей зависимости литературы от причин общественных и политических, подчинения им всего бесконечного разнообразия человеческой мысли и поэзии. "Дидактическая" школа, по Д., служит политическим, нравственным, научным целям, бросается в "волны мутной современности", стремится воздействовать на нравы, быт и понятия об-ва через "прямое поучение". При этом нравственно-философский элемент является для нее неотъемлемым. Однако она отвергает вечные и неизменные законы изящного; "насилует законы искусства", односторонне стремится к отрицательному сатирическому направлению, для нее характерен "общественный сентиментализм", воспевание гл. обр. "унылого" и "смутногрустного" в действительности, игнорирование "светлого" и "отрадного". С этой т. зр. Д. критиковал "гоголевское", "натуральное" направление в рус. литературе, эстетические теории Белинского и его последователей. "Артистическая" школа, в противовес "дидактической", по Д., руководствуется лозунгом "чистого искусства", это "теория беспристрастного и свободного творчества", призывающая не избегать идеальности в создаваемых художником образах и относиться к действительности "беззлобно". Она не исключает здравого поучения, но это поучение не должно быть прямым, а должно высказываться "само собой". Эта теория — за реализм, но постоянно согретый глубокой поэзией, за совершенство формы художественного произв. Подчеркивание специфики искусства — в этом прежде всего достоинство эстетической теории Д.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДРУЖИНИН Александр Васильевич — ДРУЖИНИН Александр Васильевич (1824-64) — русский писатель и литературный критик. В повести "Полинька Сакс" (1847) отстаивал права и достоинство женщины. В 50-60-е гг. сторонник теории "чистого искусства". Большой энциклопедический словарь
  2. Дружинин Александр Васильевич — Известный критик и беллетрист. Род. 8 октября 1824 г. в СПб. Сын состоятельных и чиновных родителей, он с ранних лет приобрел основательное знание иностранных языков и ту благовоспитанность, которая составляла основную черту не только личного характера... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона