ГЕДЕОН

Гидеон (евр. gibeõ’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности). Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6, 1-16). Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела к Г., который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян (6, 11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Г. возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6, 14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Г. для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Г. ждет для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Г. разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нем жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Г. (этим эпизодом мотивировано его второе имя, 6, 32). Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Г. трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и все «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима — 32-тысячное ополчение. По просьбе Г. ему даны еще два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только на расстеленную Г. шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остается сухой (6, 36-40); в традиционном христианском истолковании роса — символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Г. ведено отослать по домам боязливых, а из оставшихся Ю тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пес» (7, 5). С ними Г. подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Г. обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удается на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян — Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Г. преследует двух других мадианит-ских вождей — Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; еще раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомленным воинам в провианте (8, 12-21). Народ предлагает Г. царскую власть для него самого и его династии, но Г. отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами» (8, 23). Из своей военной добычи Г. сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвященный Яхве, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Г. завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жен и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти. Лит.: Nestle E., Das Vlies des Gideon, «Archiv für Religlonswissenschaft», 1909, t. 12, S. 164-56; Schultz W., Das Flies des Gideon, «Orientalistische Literaturzeitung», 1910, Jg. 13, S. 241-51; Alonso-Schokel L., Heros Gedeon. De genere litterario et historicitate Jdc 6-8, «Verbum Domini», 1954, t. 32, p. 3-20, 65- 76; Whitley С. F., The sources of Gedeon stories, "Vetus Testamentum", 1957, t. 7, p. 157-164; Beyerlin W., Geschichte und heilsgeschichtliche Traditionsbildung im Alten Testament (Richter VI-VIII), «Vetus Testamentum», 1963, t. 13, S. 1-25. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГЕДЕОН — Гидеон (др.-евр., букв. — каменотес), — прозвище "судьи", т. е. выборного вождя израильских колен Ефрема (Эфраима) и Манассея (Менаше), 12 в. до н. э. Наст. имя — Иерубаал. Отразил набег воинств. кочевников мидианитян и амалекитян на Палестину. Советская историческая энциклопедия
  2. Гедеон — (евр. Гидон, от араб. «с поврежденной рукой» или «разрушать, разбивать на куски» ), сын Иоаса, потомка Авиезера из колена Манассии, живший в см. Офра (2) (Суд 6:11). Вероятно, Г. жил прим. в XII в. до Р. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Гедеон — (разрушитель): Суд 6:11 — сын Иоаса из г. Офры, колена Манассиина, 7-й судья Израильский. Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян; Гедеон отвечал... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Гедеон — Геде’он (срубающий) (·Суд.6 — 8; Евр.11:32) — сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный Господом спасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.) после того, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Гедеон — орф. Гедеон, муж. имя (Гедеонович, Гедеоновна) Орфографический словарь Лопатина
  6. Гедеон — А, муж. Стар. редк. Отч.: Гедеонович, Гедеоновна. Производные: Гедя; Геша. Происхождение: (Др.-евр. имя Gid‘ōn — рубака. От gāda‘ — рубить.) Именины: 9 окт. Словарь личных имен
  7. Гедеон — Гедеон пропов. 1815 г., архим. {Венгеров} ♦ Гедеон архим. Ниже-Ломов. монаст. Пенз. епарх. 1911 г. сост. опис. монаст. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  8. Гедеон — Гидеон (евр. gide'on, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. yerubaal, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху... Словарь по культурологии