БУДДА

(санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»)

в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первоначально словом «Б.» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Б. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Б., которые появились до Шакьямуни, в «Вуддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нем, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Б.); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее.По представлениям мифологии хинаяны, Б. всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Б., он имеет махапуру-шалакшану; после достижения нирваны (т. е. состояния Б.) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Б. — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В мифологии махаяны число Б. возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет свое «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Б. имеет свою буддакшетру [поле (влияния)], которая находится в определенном месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, В. могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией Б. является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. АМИТАБХА). В связи с этим возникла идея о тождестве всех Б., которая нашла выражение в концепции о «трех телах Б.» (см. ТРИКАЯ). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон В. в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Б.).В мифологии ваджраяны число Б. тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Б. ограничивается пятью т. н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Б. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Рагнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырех направлениях света, создав таким образом мандолу. В конце 1-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определенных точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет свое особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д. Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», т. е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919; Grünwedеl A., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabruck, 1970; Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976; Conze Е., Buddhism, N. Y., 1959; Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975. Л. Э. Мялль.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БУДДА — Историч. основатель духовной традиции буддизма; собственно титул: "пробудившийся (к пониманию реальности)"; имя при рождении — Гаутама Сиддхартха. VI — V вв. до н. э. (точные даты жизни в разных традициях отличаются на десятки лет). Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Будда — (санскр. Буддха буквально — просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее наивысший святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении... Большая советская энциклопедия
  3. Будда — орф. Будда, -ы, м. (имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы) и будда, -ы, м. (в буддизме: вероучитель; лицо, достигшее духовного просветления) Орфографический словарь Лопатина
  4. БУДДА — (санскритск., букв. — просветленный) — в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается св. 1000 будд. В более узком значении... Советская историческая энциклопедия
  5. будда — БУДДА -ы; м. [санскр. buddha — просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. Толковый словарь Кузнецова
  6. будда — будда м. Тот, кто достиг в буддизме абсолютного совершенства и кто способен указывать путь к религиозному спасению; вероучитель. Толковый словарь Ефремовой
  7. будда — (Санскр.) Букв., "Просветленный". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего... Теософский словарь
  8. Будда — (санскр. просветленный) — в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда — имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. В═некоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама Краткий религиозный словарь
  9. БУДДА — БУДДА (санскр., букв. — просветленный) — .. 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.) — происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды — Шакьямуни, "отшельник из шакьев")... Большой энциклопедический словарь
  10. Будда — См. Буддизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. БУДДА — БУДДА (санскр. просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Новейший философский словарь