Цимбалист Е. А.

(Zimbalist) Ефрем Александрович (р. 9 (21) IV 1889, Ростов-на-Дону) — амер. скрипач, композитор, педагог. Учился игре на скрипке у отца (дирижёра местного оркестра), в 1901-07 — у Л. С. Ауэра в Петербургской консерватории. В 18-летнем возрасте с огромным успехом дебютировал в Берлине (концерт И. Брамса, 7 XI 1907), затем выступал в Лондоне и др. муз. центрах Европы. С 1911 — в США. В том же году состоялся амер. дебют Ц. с Бостонским филармонич. оркестром (27 X; первое исп. в США скр. концерта А. К. Глазунова). С 1914 совершал конц. турне со своей женой — известной певицей А. Глюк. Гастролировал почти во всех странах мира, в т. ч. восточных (2 "кругосветных" турне). В 1934 выступал в Москве и Ленинграде; посетил СССР также в 1948, с 1962 приезжал в Москву в качестве чл. жюри 2-5-го Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского. С 1928 преподавал на скр. ф-те в Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии, в 1941-68 директор и профессор этого ин-та.Игра Ц. отличалась виртуозной отточенной техникой, певучим и мягким звуком, элегантностью исполнит. манеры. Тонкий артистизм и темперамент сочетались у Ц. с нек-рым академизмом и интеллектуализмом трактовок, иногда весьма своеобразных. Его репертуар был обширен — от сонат и партит И. С. Баха до концерта Н. Паганини (с каденцией Э. Соре) и его каприсов, а также др. скр. миниатюр, в т. ч. Я. Донта; давал т. н. историч. концерты (от соч. Б. Марини до произв. совр. композиторов разных стран).

Ц. был выдающимся педагогом; среди его учеников — ряд видных скрипачей, в т. ч. Ш. Ашкенази (2-я пр. на 5-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского), многие из них играют в лучших симф. оркестрах мира. Автор школы игры на скрипке "Ежедневные упражнения в течение часа" ("One hour's daily exercises", N. Y., 1918). Известен и как автор муз. соч., гл. обр. для скрипки.

Сочинения: опера Ландара (1956, Филадельфия), муз. комедия Нектар (Honey-dew, 1920, Нью-Хейвен); для орк. — Американская рапсодия (American rhapsody, 1936, 2-я ред. 1943), симф. поэма Портрет артиста (Portrait of an artist, 1945), 3 слав. танца (1911); для инструмента с орк. — концерты: для фп., для скр. (1947), для влч. (1969), конц. фантазия на темы оперы "Золотой петушок" для скр.; камерно-инстр. ансамбли — соната для скр. с фп. (1927), струн. квартет (1938), пьесы для скр. с фп. — Сарасатеана, Сюита в старинном стиле; песни.

Литературные сочинения: Говорят председатели и члены жюри, "СМ", 1962, No 6; Третий Международный имени Чайковского, там же, 1966, No 9; (О скрипичном исполнительстве и педагогике), в кн.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики, М., 1968, с. 133-146; Говорят члены жюри, "Советская культура", 1970, 25 июня.

Литература: Ямпольский И., Е. Цимбалист, "СМ", 1934, No 8; Шлифштейн С., Открытие сезона симфонических концертов филармонии и радиовещания, там же, 1935, No 12; К 75-летию скрипача Ефрема Цимбалиста, "МЖ", 1965, No 5; Ойстрах Д., Ефрему Цимбалисту — 75!, "СМ", 1965, No 4, в сб.: Д. Ф. Ойстрах. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма, (сост. В. Григорьев), М., 1978; 80 лет со дня рождения известного скрипача, педагога и композитора Ефрема Цимбалиста, "МЖ", 1970, No 5; Davenport M., Profile of Efrem Zimbalist, "The New-Yorker", 1931, 5 dec; Saleski G., Famous musicians of Jewish origin, N. Y., 1949.

В. Ю. Григорьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me