Путевой распев

Разновидность знаменного распева. Встречается в певч. рукописях с 16 в. До сер. 17 в. считался вершиной иск-ва церк. пения. В основе П. р. лежали видоизменённые попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода "синкоп", а также длительностей, равных целой ноте и больших, придавало музыке характер торжественной медлительности. П. р. во время пасхального крестного хода пели стихиру "Воскресение твоё Христе спасе", а в праздник богоявления при "шествии на источники" — "водные" стихиры. В храме им пели "славники", во время к-рых совершался торжеств. вход духовенства в алтарь, и величания. Возможно, что связь этих песнопений с движением определила и само название распева. Иногда П. р. чередовался со знаменным и демественным. Первоначально П. р. записывали обычной знаменной нотацией, по мере же усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация. П. р. не следует смешивать с ведущим голосом троестрочия, к-рый обозначался словом путь. Мелодия пути могла не принадлежать к П. р.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Смоленский С. В., О древнерусских певческих нотациях, (СПБ), 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen Demestischen Kirchengesanges und seiner Linienlosen Notation, Mьnch., 1967.

H. Д. Успенский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me