Немирович-Данченко В. И.

Владимир Иванович (11 (23) XII 1858, Озургеты, ныне г. Махарадзе Груз. ССР — 25 IV 1943, Москва) — сов. режиссер, видный театр. деятель, писатель, драматург. Нар. арт. СССР (1936). Совм. с К. С. Станиславским основал в 1898 Художественно-общедоступный т-р (с 1901 — Московский Художественный т-р, ныне — МХАТ). В творчестве Н.-Д. особое место занимает муз. театр. В кон. 19 в. он выступал в печати с резкой критикой казенной рутины императорских театров, утверждая, что оперный певец не только певец, но и артист, что опере необходимо "умное" либретто, к-рое должно быть так же полно движения и интереса, как и драма. В 1893 на либретто Н.-Д. (по "Цыганам" Пушкина) создал свою оперу "Алеко" Рахманинов. После Okт. революции 1917, в 1918, директор Большого т-ра Е. К. Малиновская (по рекомендации А. В. Луначарского) пригласила Станиславского и Н.-Д. для участия в реформе т-ра. В 1919 Н.-Д. организует Муз. студию при Художественном т-ре (с 1926 — Муз. т-р им. Вл. И. Немировича-Данченко, с 1941 — Муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В студию были привлечены талантливая молодёжь, актёры МХАТ и неск. певцов Большого т-ра. В задачи студии входило воспитание актёра-певца, поиски новой формы спектакля и нового репертуара; она была призвана бороться с оперной рутиной, оперными и опереточными штампами; большое значение придавалось слиянию музыки, пения, слова и актёрского действия, воплощению в муз. т-ре сценич. образа героя, решению разл. функций хора (от живой толпы до хора греч. трагедии). Всё это должно было подготовить коллектив к созданию высокохудожеств. ансамбля, реалистич. спектаклей, к раскрытию в них социальной, жизненной и театр. правды. Первый спектакль студии — оперетта "Дочь Анго" Лекока (1920, впервые показана на сцене МХАТ) трактовалась Н.-Д. как политическая комедия (в пьесе находят отклик события Великой французской революции), была сыграна в лучших традициях Художественного т-ра; прекрасно исполнена и её муз. часть. Н.-Д. был руководителем постановки оперетты "Перикола" Оффенбаха (1922), жанр к-рой определён им как мелодрама-буфф. К оперетте Н.-Д. обратился вновь в 1937, поставив "Прекрасную Елену" Оффенбаха, к-рая в его интерпретации превратилась в лирико-комическую оперу, в своеобразный гимн торжествующей любви. В 1923 Н.-Д. осуществил постановку народной патетической комедии "Лизистрата" по Аристофану с музыкой Р. М. Глиэра. Стремясь найти новые решения оперных спектаклей, раскрывать большие, монументальные темы, Н.-Д. руководил экспериментальными пост. опер — "Карменсита и Солдат" (1924, по "Кармен" Визе), "Девушка из предместья" (1928, по "Жизнь — мгновенье" М. де Фалья), "Травиата" Верди (1934). "Травиата" была поставлена по новому либр. В. М. Инбер, в основу к-рого положен социальный конфликт между аристократическим обществом и актрисой (Виолеттой). Но главную задачу музыкального т-ра Н.-Д. видел в создании и утверждении на сцене советской оперы. Под его рук. были поставлены: "Северный ветер" Книппера (1930), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "В бурю" Хренникова (1939). На разл. этапах реформаторской деятельности Н.-Д. в муз. т-ре его ближайшими помощниками были режиссёры В. В. Лужский, Л. В. Баратов, П. А. Марков, Б. А. Мордвинов, П. С. Златогоров, дирижёры Г. А. Столяров, Е. А. Акулов и др.; Н.-Д. воспитал плеяду талантливых актёров музыкального т-ра. Государственные пр. СССР (1942, 1943).

Сочинения: Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952.

Литература: Марков П. A., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.

С. А. Ценин.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me