Лютославский В.

(Lutoslawski) Витольд (p. 25 I 1913, Варшава) — польский композитор. В 1931-32 занимался на математич. ф-те Варшавского ун-та. Окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. у Е. Лефельда (1936) и по композиции у В. Малишевского (1937). Чл. жюри разл. конкурсов и междунар. фестивалей (в т. ч. "Варшавская осень"), в 1959-1965 чл. совета (позднее вице-президент) Междунар. об-ва совр. музыки. С 1962 преподаёт композицию в муз. центрах разных стран (в Танглвуде, Дарлингтоне, Стокгольме, Эссене, Копенгагене, Техасе). Как композитор Л. обратил на себя внимание Симф. вариациями (1938); уже в ранних произв. наметились характерные черты его муз. языка — индивидуализация выразит. средств и блестящее владение оркестром. В период 1949-1954 творчество Л. тесно связано с польским фольклором. В "Маленькой сюите" для оркестра, "Силезском триптихе" для голоса с оркестром и др. соч. сказались результаты собств. наблюдений композитора над манерой исполнения нар. музыкантов Жешувского р-на. Более опосредствованное, но всё же ясно ощутимое отражение получают фольклорные интонации в "Концерте для оркестра" (1954). С 1955 отказывается от применения тональной системы и стремится к поискам новых выразит. средств. Эти поиски проявлялись не в утверждении новых систем, призванных заменить функциональность тональной системы, а скорее в отказе от каких бы то ни было систем. Определяя своё место среди композиторов 20 в., Л. утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (А. Шёнберг, А. Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с К. Дебюсси, И. Ф. Стравинским, Б. Бартоком, Э. Варезом. В Увертюре для струнных (1949) Л. впервые применил серию, состоящую из 8 звуков. В "Траурной музыке" ("Muzyka zalobna", памяти Бартока; для струн. оркестра, 1958) использует 12-тоновую серию, построенную на 2 наиболее характерных для Бартока интервалах (тритон, малая секунда), вводит разл. типы сложных гармоний, включающих все 12 звуков хроматич. гаммы, и исследует новые сонорные качества этих созвучий. Применение этих средств не носит, однако, у Л. умозрительного характера; в этом произв., отличающемся исключит. цельностью замысла, он достигает большой драм. силы и глубины выражения. Композиционные принципы этого произв. получили развитие в соч. 1960-х гг. В "Венецианских играх" ("Gry weneckie", для камерного оркестра, 1960) он впервые использовал т. н. технику алеаторики, к-рая находит дальнейшее применение в "3 поэмах Анри Мишо", струн. квартете (1964), "Вытканных словах" (1965), 2-й симфонии (1967), "Книге для оркестра" (1968). В отличие от амер. школы, алеаторизм Л. остаётся контролируемым, касаясь гл. обр. фактуры, к-рая отличается большой утончённостью. Муз. мышление Л. продолжает быть ладовым в своей основе. Он автор статей, публиковавшихся в польских периодич. изданиях, в т.ч. "О роли элемента случая в композиторской технике" ("О roli elementu przypadku w technice komponowania", в сб.: Res facta, No 1), (Кr.), 1967, "О современном оркестре" ("Sur l'orchиstre d'aujourd'hui, "RMz", 1968, No 17) и др. Мн. соч. Л. исполняются в СССР, его фп. пьесы изд. в Москве. Гос. пр. ПНР (1952, 1955, 1964).

Сочинения: для орк. — симфонии (1947, 1967); Увертюра для струнных (1949), Маленькая сюита (также ред. для камерного орк., 1950), 3 постлюдии (1960); для камерного орк. — 10 польских танцев (1953), Прелюдия и фуга для струнных (1971); концерты — для орк. (1954), для влч. с орк. (1969); камерно-инстр. ансамбли — струн. квартет (1964), 4 Силезские мелодии для 4 скр. (1954); для духовых инструментов — 10 канонов для 2 кларнетов, 10 — для 3 кларнетов, 10 дуэтов для гобоя и фагота (1944), трио для гобоя, кларнета и фагота (1945); для скр. с фп. — соната. Лёгкие пьесы (1953), соч. для разл. инструментов с фп.; для голоса с орк. — Силезский триптих (Tryptyk slaski, 1951); для голосов и камерного орк. (ок. 40) — 3 поэмы Анри Мишо (Trzy poematry Henri Michaux, для смешанного хора, 1963), Вытканные слова (Paroles tissйes, на cл. Ж. Ф. Шабрена, для тенора, 1965); для фп. — Вариации на тему Паганини (для 2 фп., 1941), 2 этюда (1941), Народные мелодии (Melodie ludowe, 1945), Буколики (Bukoliki, 1952), 3 произв. для молодёжи (3 utwory dla mlodziezy, 1953); для голоса с фп. — романсы на сл. польских поэтов, цикл на сл. Пушкина (1949); музыка для драм. т-ра и кино, радио и телефильмов; обр. нар. песен.

Литература: Lissa Z., Analiza Koncertu na orkiestre. W. Lutoslawskiego, "Studia Muzykologiezne", 1956, No 5; Rосiej В., Uwertura na smyczki W. Lutoslawskiego, "RMz", 1958, No 4; Jarocinski S., The music of Witold Lutoslawski, "Polish Perspectives", 1958, No 6; его же, Witold Lutoslawski, (Kr.), 1967; Brennecke W., Die Trauermusik von W, Lutoslawski, в сб.: Blume Festschrift, Kassel, 1963; Nоrdwа11 О. (ed.), Lutoslawski, Stockh., (1968); Schiller H., Kwartet smyczkowy Witolda Lutoslawskiego, в сб.: Res facta, No 2, (Kr.), 1968; Hansberger J., Begrenzte Aleatorik. Das Streichquartett Witold Lutoslawskis, "Musica", 1971, No 3, S. 248-57; Mainka J., Zum Werk Witold Lutoslawskis, "Musik und Gesellschaft", 1971, No 5, S. 344-48.

Э. В. Денисов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me