Колокола

(нем. Glocken, франц. cloches, итал. саmраnе) — ударный муз. инструмент с определённой высотой звука. Представляет собой набор из 12-18 труб-цилиндров (обычно латунных, никелированных или стальных хромированных, диаметром 25-38 мм), свободно подвешенных в металлич. или деревянной раме-стойке (высота ок. 2 м). Совр. К. имеют демпферное устройство (см. Демпфер), к-рое приводится в действие от педали и ручного рычага. Звук извлекается ударом молотка (колотушка с бочонкообразной головкой, обтянутой кожей). Диапазон К. 1-11/2 октавы (обычно от фа большой октавы по звучанию; йотируется на октаву выше). Набор К., как правило, даёт 12 полутонов октавы (трубы настроены хроматически). К. применяются в симф. и оперном оркестрах для имитации колокольного звона (напр., эпилог оперы "Иван Сусанин" Глинки, увертюра "1812 год" Чайковского, "Парсифаль" Вагнера, "Поэма экстаза" Скрябина и др.). Иногда в оркестре используют набор настоящих К.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Колокола — Ударный музыкальный инструмент. Набор из 12—18 труб-цилиндров (латунных, никелированных или стальных хромированных), свободно подвешенных в металлической или деревянной раме-стойке. Имеет звук определённой высоты. Диапазон 1—11/2 октавы. Большая советская энциклопедия
  2. колокола — Первые сведения о московских колоколах относятся к 1338, когда московский князь Иван Калита в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привёз с собой знаменитый колокол из тверского Спасского собора. Москва. Энциклопедический справочник
  3. колокола — колокола мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент, представляющий собою набор металлических трубок, подвешенных к металлической или деревянной раме. Толковый словарь Ефремовой
  4. КОЛОКОЛА — КОЛОКОЛА (нем. Glocken, итал. campane) — ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для имитации колокольного звона. Большой энциклопедический словарь
  5. Колокола — В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы — колокольчики... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона