Кокто Ж.

(Cocteau) Жан (5 VII 1889, Мезон-Лаффит, близ Парижа — 11 X 1963, Мийи-ла-Форе, близ Парижа) — франц. писатель, поэт, драматург, театр. деятель, живописец, кинорежиссёр, сценарист, либреттист и муз. критик. Чл. Института Франции (1955). Идейный вдохновитель и пропагандист модернистских и авангардистских течений в разл. областях иск-ва. Находясь почти полвека в центре художеств. жизни Парижа, оказал значит. влияние на развитие совр. франц. музыки, особенно балета и оперы. Для творч. пути К., отмеченного эстетством и экспериментаторством, характерны постоянные переходы от одних художеств. группировок к другим; он примыкал к импрессионистам, кубистам, символистам, дадаистам, сюрреалистам. Друг К. Дебюсси, К. позднее сблизился с Э. Сатл и возглавил вместе с ним борьбу музыкантов против импрессионизма, а также вагнеровского направления. Связанный с организатором "Русских сезонов" в Париже С. П. Дягилевым, К. участвовал в поисках нового типа балетного спектакля, основанного на кубо-футуристич. принципах сценич. оформления, сближении хореографии с эстрадой и эксцентрикой. Его постановка балета "Парад" Сати (либр. К., 1917) вызвала публичный скандал. С 1920 он стал вдохновителем и литературным глашатаем группы "Шестёрка". С 30-х гг. выступал как кинорежиссёр и сценарист; в 40-е гг. вновь обратился к балету (в 1944 один из организаторов труппы "Балет Елисейских полей"; участвовал в создании экспериментальных балетных спектаклей как либреттист и художник-декоратор).

Книга-памфлет К. "Петух и арлекин — заметки о музыке" (1918) стала знаменем сторонников безыдейности и художеств. нигилизма. Призывая обратиться к простым и примитивным конструкциям, джазу, мюзик-холлу, проникнуться духом совр. урбанизации, К. довёл свои идеи до эксцентризма. Его "бунтарство", отражавшее настроение послевоенного "потерянного поколения", протест против бурж. морали и мещанства ограничивались рамками чисто формальных поисков, не шли дальше "эпатирования" бурж. публики.

На либр. К. созданы: балеты — "Бык на крыше" ("Le Boeuf sur le toit") и "Голубой экспресс" ("Le Train bleu") Мийо, "Федра" Орика (пост. 1950 с декорациями К.); оперы — "Антигона" Онеггера, "Бедный матрос" ("Le pauvre matelot") Мийо, опера-оратория "Царь Эдип" Стравинского, монодрама "Человеческий голос" ("La Voix humaine") Пуленка; коллективный танцевальный дивертисмент "Новобрачные на Эйфелевой башне" ("Les mariйs de la Tour Eiffel"). На тексты К. написаны кантата И. Маркевича, песни композиторов "Шестёрки" (в т. ч. "Кокарды" Пуленка). К фильмам К. (в т. ч. "Орфей", 1950) музыку писал Орик. К. — автор многих пьес, романов, сборников стихов, книг и статей о т-ре.

Сочинения: Le Coq et l'Arlequin, P., 1918; Carte Blanche, P., 1920; Le Rappel а l'ordre, P., 1926; Maurice Ravel saluй par Jean Cocteau, P., 1946; La Danse, P., 1947; Eric Satie, Liиge, 1957.

Литература: Mauriac C., Jean Cocteau et la vйritй du mensonge, P., 1945; Fraigneau A., J. Cocteau par lui-mкme, P., 1957, 1966.

И. М.Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me