монастыри

В окрестностях древней Москвы монастыри существовали с начала XIII в., но были сожжены монголо-татарами зимой 1237—38. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — основаны в конце XIII в. Монастырское строительство в Москве развернулось со второй половины XIV в., когда были построены в Кремле Чудов монастырь, в Заяузье Андроников монастырь, в Занеглименье Алексеевский монастырь. Тогда же были основаны Симонов, Рождественский и ряд других более мелких монастырей. Многие монастыри были тесно связаны с крупными боярскими родами: Высокопетровский монастырь — с Нарышкиными, Новоспасский монастырь — с Романовыми, позднее с Шереметевыми. До середины XVIII в. московские монастыри владели землями и крепостными в разных районах России, например, Новинский монастырь (см. Новинское) владел соседним Кудрином и большей частью территории современной Пресни, Донской монастырь, как и Данилов, — землями в южной части Замоскворечья, Высокопетровский монастырь — в районе Бутырок и современного Петровского парка. Московские монастыри были средоточием культуры. В Заиконоспасском монастыре помещалась Славяно-греко-латинская академия, в Андреевском монастыре — учёное братство Е. Славинецкого и одна из первых московских школ. Монастыри были центрами московской книжности, располагали богатейшими библиотеками и штатом переписчиков. В подвалах и кельях некоторых монастырей в XVII—XVIII вв. устраивались тюрьмы. В XVI в. и особенно в XVII в. в московских монастырях велось большое каменное строительство. Лежавшие к югу и юго-востоку от города монастыри были обнесены каменными стенами и превратились в мощные крепости (Новодевичий монастырь и др.). После Указа о секуляризации церковных и монастырских земель (1764) был закрыт ряд московских монастырей (например, Моисеевский), их соборы превращены в приходские церкви. В XIX в. многие монастыри (Ивановский монастырь, Страстной монастырь и др.) были значительно перестроены. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Москве основано несколько женских общин, фактически являвшихся монастырями (например, Марфо-Мариинская обитель). К 1917 в Москве было 15 мужских и 10 женских монастырей. После Октябрьской революции все московские монастыри прекратили существование. В 30-х гг. в ходе реконструкции Москвы многие монастырские постройки (Вознесенского монастыря и Чудова монастыря в Кремле, Златоустовского, Страстного монастырей и др.) были снесены. С 1980-х гг. начался процесс передачи монастырей Русской православной церкви. В 1996 в Москве действовали пять мужских и два женских монастыря.

Литература: Бураков Ю.Н., Под сенью монастырей московских, М., 1991.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОНАСТЫРИ — (от греч. monastnrion — уединенное жилище) — основная форма организации религ. жизни монашества в христианстве (православном и католическом), индуизме, исламе и буддизме, являвшаяся вместе с тем важной хоз.-экономич. базой феод. Советская историческая энциклопедия
  2. Монастыри — (от греч. monastērion — келья отшельника) в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Большая советская энциклопедия
  3. монастыри — (от гр. monasterion — келья отшельника) — в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). в русском государстве до секуляризации (1764) м. были крупными землевладельцами. Большой юридический словарь
  4. МОНАСТЫРИ — МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion — келья отшельника) — в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь) — принимающие единые правила жизни (устав). Большой энциклопедический словарь
  5. Монастыри — См. Монашество. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона