Лисий

• Lysĭas, Λυσίας

занимает видное место в числе 10 афинских ораторов, хотя и не был афинским гражданином. Его отец, по имени Кефал, был богатым человеком в Сиракузах; но вследствие политического положения его родного города, а также и вследствие убеждений Перикла, с которым у него были приязненные отношения, он поселился в 447 г. в Афинах в качестве метэка; что он был человек умный и с характером, тому доказательством служат его отношения к Периклу, равно как и то обстоятельство, что Платон в своем сочинении о государстве выставляет его человеком, достойным уважения. Своим сыновьям Полемарху, Л. и Евфидему он дал превосходное образование. Л., как обыкновенно полагают, родился в Афинах в 80,2 ол. (459 г. до Р. X.). Вместе со своим старшим братом, еще не достигши 16-летнего возраста, он отправился в Фурии, город в Южной Италии, где, как кажется, и прожил 18 лет. Там он исправлял различные гражданские должности и пользовался большим уважением, благодаря своему богатству. Под руководством Тисия Сиракузского, ученика Коракса, изучал он здесь правила искусственного красноречия в связи с политическими доктринами софистов: остроумные антитезы, строгий параллелизм членов, созвучие слов и особенно конечных слогов отличали эту школу. Его политические убеждения были совершенно демократические. Когда, после поражения афинян в Сицилии, исчезло их влияние и в Фуриях, а лакедемонская партия одержала верх, Л. принужден был бежать вместе с братом Полемархом и 300 приверженцами и возвратился в Афины в 412 г. Там прежняя демократия была свергнута, а олигархическое господство 400 было непродолжительно. Следовавшая затем умеренная демократия, которой Фукидид воздает большие похвалы (8, 97), в скором времени пришла в упадок, как это обнаружилось в осуждении полководцев после битвы при Аргинусских островах. Л. с братом своим жил в это время в Афинах в качестве ἰσοτελεῖς, имел поместье и устроил с помощью 120 рабов довольно большую фабрику щитов. В правление «тридцати» они не только лишились своего имущества, но Полемарх должен был даже без всякого суда выпить яд; Л. удалился после этого в Мегару и отсюда оказывал с помощью остатков своего состояния немало содействия восстановлению демократии. Фрасибул сделал предложение дать Л. за его заслуги право гражданства, но вследствие несоблюдения какой-то формальности предложение не имело успеха. Еще до утверждения амнистии Л. выступил в качестве обвинителя против Эратосфена, как виновника казни брата, и эта речь, в которой он раскрыл всю политическую историю последнего времени, доставила ему большую славу. Она была первою из 31 речи, дошедших до нас, и единственною, которую Л. произносил сам; обыкновенно же он писал речи только для других, как λογογράφος; т. к. для этой цели простая, безыскусственная манера изложения была самой подходящей, то он и развил tenue dicendi genus и считался в этом случае образцом. По плодовитости он превзошел всех логографов; ему приписывали 425 речей; в древности знали 230 речей, достоверно принадлежавших Л. Значение и заслуга его речей заключается не только в их необыкновенной ясности и отчетливости изложения, но и в превосходном выяснении характера того лица, в защиту которого речь была написана. Совсем другой тон имеет речь, составленная для зажиточного крестьянина, защищающегося против обвинения в том, будто он выдернул священную маслину, нежели веселая, юмористическая речь для калеки, который отстаивает право дальнейшего пользования общественною благотворительностью и доказывает, что он вправе устроить свою жизнь как можно приятнее. На этом основании древние особенно восхваляли в Л. — ἠθοποιία, талант обрисовывать характер, ἐνάργεια и διατύπωσις, живость и правдивое изображение жизни. Превосходную оценку его речей находим мы у Дионисия Галикарнасского. Л. жил, вероятно, до 378 г. Изд., кроме Oratt, attici Reiske, J. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, Förtsch (1829), Franz (1881), Westermann (1854), Scheibe (2-е изд., 1855), Cobet (1863), Frohberger (3 т., 1866). Избранное Bremi (1826), Rauchenstein (7-е изд., 1876) и Frohberger (1875).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лисий — -ья, -ье. 1. прил. к лиса (в 1 знач.). Лисья мордочка. Лисий след. Лисьи норы. || Сделанный из меха лисы. Лисья шуба. □ Из средних рядов поднялся казак в лисьем треухе. Шолохов, Поднятая целина. 2. перен. Хитрый и льстивый. Малый академический словарь
  2. лисий — Ли́с/ий/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Лисий — (греч. Lysías) (459—380 до н. э.), афинский логограф (писал по заказу судебные речи), сторонник рабовладельческой демократии. Богатый метек. С 412 жил в Афинах. В период правления «Тридцати тиранов» (404—403) имущество семьи... Большая советская энциклопедия
  4. лисий — орф. лисий, -ья, -ье Орфографический словарь Лопатина
  5. Лисий — Лисий см. Клавдий Лисий. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Лисий — Имя двух лиц: 1 Мак 3:32 — наместник царя сирийского Антиоха Епифана, которому было поручено управление государством и воспитание царского сына Антиоха Евпатора на время путешествия царя за Евфрат. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Лисий — Агрессивный вкус и запах, присущий винам, полученным из природных американских лоз, таких, как Zabrusca. Вино. Энциклопедический словарь
  8. Лисий — Л’исий — см. Клавдий Лисий . Библейский словарь Вихлянцева
  9. ЛИСИЙ — (Lysias) (459-380 до н. э.) — афинский оратор, сторонник рабовладельч. демократии. С 412 до н. э. жил в Афинах на положении богатого метека. В правление "тридцати тиранов" (404-403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат казнен. Сам... Советская историческая энциклопедия
  10. лисий — ЛИСИЙ -ья, -ье. 1. к Лиса (1 зн.). Л-ья мордочка. Л. след. Л-ьи норы. // Сделанный из меха лисы. Л-ья шуба. 2. Напоминающий чем-л. лису. Л-ья походка. Л-ья морда у собаки. Л-ьи хитрые глаза. // Хитрый, лукавый, льстивый. Л-ье притворство. Л-ьи повадки человека. Толковый словарь Кузнецова
  11. лисий — Л’ИСИЙ, лисья, лисье. прил. к лиса. Лисий мех. Лисьи ухватки. «Кому, как не лисе, все лисьи плутни знать?» Крылов. • Лисий хвост (бот.) — то же, что лисохвост. Толковый словарь Ушакова
  12. лисий — См. лиса Толковый словарь Даля
  13. ЛИСИЙ — ЛИСИЙ (Лиэй) (греч. распускающий, освобождающий) — в Др. Греции одно из прозвищ Диониса как бога, освобождающего участника оргий от всех обычных запретов. ЛИСИЙ (ок. 435-380 до н. э.) — афинский логограф, сторонник демократической группировки. Большой энциклопедический словарь
  14. лисий — лисий прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. лиса I, связанный с ним. 2. Свойственный лисе лиса I, характерный для неё. 3. перен. Хитрый, лукавый, льстивый. 4. Принадлежащий лисе лиса I 1. 5. Сшитый из меха лисы лиса I 1. Толковый словарь Ефремовой
  15. Лисий — Лисий (около 435—380 до н. э.), афинский логограф, сторонник демократической группировки. Античное предание приписывает Лисию свыше 200 речей (дошло около 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности. Большая биографическая энциклопедия