Сценарий

СЦЕНАРИЙ (scenario) — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле.

Понятием С. драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к-рые должны были быть этими масками разыграны, С. предоставлял полную свободу действия актерам, обязанным заполнить сюжетную схему речью и действиями изображаемых персонажей. Помимо изложения содержания действий (в сценарии обычно было 3 действия), С. содержал в себе указания на вставные номера — так наз. lazzi. В С. же указывались места, в к-рых «любовники» произносили свои стихотворные монологи (concetti); в С. более позднего времени иногда приводились тексты этих монологов и песен; тут же отмечались сцены потасовок, обычно завершающие действие. К С. прилагался список необходимых по ходу спектакля вещей — такой перечень встречается уже в сборнике сценариев Фламинио Скала.

К началу XVII в., к тому времени, когда наиболее искусные труппы Commedia dell′arte все чаще и чаще начали приглашаться во дворцы королей и вельмож, С. начинают издаваться в виде сборников, первый из к-рых (сборник Flaminio Scala) появился в 1611. Он состоял из 50 сценариев, 40 из них были комедиями, а остальные феериями, среди к-рых упоминалась и одна трагедия. Вслед за этим начали появляться чуть ли не каждый год все новые и новые сборники. Их полный список, содержащий несколько сотен сценариев, можно найти в книге английского ученого K. M. Lea «Italian popular comedy, a study in the Commedia dell′arte 1560—1620, Oxford, 1934».

Важнейшими сборниками сценариев были сборники Locotelli (179 сценариев) (1618—1622), Corsini (10 сценариев), Bartoli (22 сценария, изд. 1880). Имеется сборник итальянских сценариев и на русском языке: «Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735», изданы в 1917.

В подражание итальянским С. появляются сценарии и французские (особенно большое количество), испанские, английские и русские: «Шутовская комедия» (в названном сборнике).

Дальнейшее развитие С. определяется историей Commedia dell′arte в целом, ее сдачей позиций лит-ой драме. С. принужден был уступить место писанному тексту.

Роль реформатора С. «Comedie Italienne» выпала на долю французского драматурга Мариво, написавшего в 1720 комедию «Арлекин, облагороженный любовью». Еще «более радикальным реформатором С. Commedia dell′arte был Гольдони. В своих комедиях он, не порывая полностью с импровизационным театром, превращал традиционные С. в писанные пьесы. Социально-дидактическая задача, к-рую ставил перед собою театр Гольдони, не могла быть осуществленной при системе С. Тут необходим был твердый текст, утверждающий определенную систему социальных и этических идей. С. должен был исчезнуть совершенно. И, несмотря на попытки К. Гоцци возродить некоторые вольности импровизационного театра, С. погиб под напором лит-ой комедии.

На очень короткий срок С. снова возрождается в период увлечения эстетического театра жанром Commedia dell′arte. Но это искусственное воскрешение С. никакого серьезного значения, даже для буржуазного театра начала XX в., не получило.

Термин С. из области театра перешел в кино. Строение С. для кино характеризуется двумя моментами, отличающими его от старого театрального С., — включением технических указаний для съемки и монтажа («крупным планом», «наплыв» и т. п.) и включением пояснительных текстов для зрителя. В целом кино-С. представляет своеобразное повествовательное целое, где технические указания позволяют подчеркнуть значение той или иной сцены, а соотношения пояснительного текста и следующей за ним сцены дают широкий простор воображению. Отсюда — попытки некоторых авторов перенести кино-С. в литературу как особую форму повествования (напр. «Доногоо-Тонка, или чудеса науки», русск. пер., Гиз, П., 1922 — Ж. Ромена); к этому же роду литературы относятся и кино-С., написанные беллетристами и предназначенные также и для чтения (напр. «Строгий юноша» Ю. Олеши).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сценарий — (итал. scenario, от лат. scaena — сцена) 1) сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации (См. Импровизация). Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). Большая советская энциклопедия
  2. сценарий — -я, м. 1. Литературно-драматическое произведение (содержащее подробное описание действия и текст речей персонажей), на основе которого создается фильм. 2. театр. Сюжетная схема, план театральной пьесы. 3. театр. Малый академический словарь
  3. Сценарий — (итал. scenario, от лат. scaena — сцена) — термин, применяемый в области драм. и муз. театра, а также в кино. С. в балете — подробное изложение сюжета с описанием всех танц. номеров и мимич. сцен. В соответствии... Музыкальная энциклопедия
  4. сценарий — орф. сценарий, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. сценарий — Сцен/а́рий/. Морфемно-орфографический словарь
  6. сценарий — СЦЕНАРИЙ, я, м. 1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С. кинокомедии. Толковый словарь Ожегова
  7. сценарий — СЦЕН’АРИЙ, сценария, ·муж. 1. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (театр.). 2. План драматического произведения, театральной пьесы (театр.). 3. Содержание кинофильма с подробным описанием действия и указаниями по оформлению. Толковый словарь Ушакова
  8. сценарий — СЦЕНАРИЙ -я; ср. [итал. scenario] 1. Литературно-драматическое произведение (содержащее подробное описание действия и текст речей персонажей), на основе которого создаётся фильм. Писать с. Играть по сценарию. Плохой, хороший с. Игровой, документальный... Толковый словарь Кузнецова
  9. сценарий — Заимствование из итальянского, где scenario восходит к латинскому scaenarium – "имеющий отношение к сцене", образованному от scaena – "сцена". Этимологический словарь Крылова
  10. сценарий — [латин. scena] – 1) план драматического произведения, набросок театральной пьесы, описание драматического действия; 2) список действующих лиц пьесы с указанием времени выхода их на сцену, 3) кинопьеса, подробно излагающая содержание кинокартины с указанием моментов её оформления. Большой словарь иностранных слов
  11. СЦЕНАРИЙ — СЦЕНАРИЙ (от итал. scenario) ,1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др. Большой энциклопедический словарь
  12. сценарий — сценарий м. 1. Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. 2. Детальный план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета. 3. Список действующих лиц пьесы с указанием времени и порядка их выхода на сцену. Толковый словарь Ефремовой