Стафф

СТАФФ Леопольд (1878—) — современный польский поэт. Происходит из мелкобуржуазной еврейской семьи из Львова. Окончил Львовский ун-т по философскому факультету. С. начал творить на рубеже двадцатого века, когда вся буржуазная литература переживала период декадентства. Одним из самых ярких представителей этого упадочного течения в польской литературе несомненно был С. В 1901 С. выступил с первой книгой стихов «Сны о могуществе» (Sny o potedze). В этом сборнике и в следующем произведении С. — «Пан Твардовский» (Mistrz Twardowski, 1902), критика усматривала влияние Ницше, немецких поэтов — Альфреда Момберта с его космическими видениями и неоромантика Гуго фон Гофмансталя. Самое название первой книги стихов С. может подсказать, что С. вдохновляли ницшеанские мечты о «сверхчеловеке», стремление к власти.

Однако во всем творчестве Стаффа — «День души» (Dzie duszy, 1903), «Птицам небесным» (Ptakom niebieskim, 1905), «Цветущая ветвь» (Galaz kwitnaca, 1908), «Улыбки часов» (Usmiechy godzin, 1910), «Лебедь и лира» (Labedz i lira, 1914) и др. — преобладали иные мотивы — бессилия и безволия, усталости, отцветания. Если и были ницшеанские мотивы, то они скоро отзвучали, и уже в цикле стихов «Песни, пропетые себе и ночи» поэт должен признать: «Сон опутал мощь... Я больше не умею ни жить, ни гибнуть, ни отважно побеждать». Отсюда уход от всего реального в мир фантазии. Характерно стихотворение «Поводырка», в к-ром поэт говорит с девушкой, избранной им в поводыри. Он молит ее указать ему путь — бессильному, несчастному и слабому, но когда они доходят до перекрестка дорог, он узнает, что поводырка его слепая и немая. Для поэта остается лишь мечта о смерти и надежда на потусторонний мир.

С. безусловно большой мастер стиха, познавший во всем совершенстве искусство музыкальной речи. Порою он может блеснуть такими стихами, как написанный с большой силой «Кузнец», навеянная народными мотивами «Баллада о потерянном башмачке», как нежно лирические «Осеннее письмо» или «Твои золотые волосы».

С. является точно так же автором ряда драм — «Клад» (Skarb, 1904), «Годива» (Godiwa, 1906) и др., но значительного влияния на развитие польского театра он не имел. «Клад», к-рый критика сравнивала с «Жизнью человека» Андреева, ставился не без успеха в Кракове и Львове.

Библиография: Кроме упомянутых, стихи: «В тени меча» (W cieniu miecza, Lwow, 1911), «Сев судьбы» (Siew doli, 1916), «Радуга слез и крови» (Tecza lez i krwi, Krakow, 1918), «Вино любви» (Wino milosci, Warszawa, 1919), «Глаза бездны» (Oczy otchlani, Warszawa, 1919), «Песнь о жаворонке» (Pies o skowronku, Warszawa, 1919), «Шумящая раковина» (Szumiaca muszla, Warszawa, 1921), «Сады» (Sady, Warszawa, 1919), «Полевые тропы» (Sciezki polne, Warszawa, 1919), «Кормясь на лету» (Zywiac sie w locie, Warszawa, 1922), «Избранные стихи» (Wybor poezji, 1921). Драмы: «Зрелище» (Igrzysko, Lwow, 1909), «Это самое» (To samo, Lwow, 1912) и др.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Стафф — (Staff) Леопольд (14.11.1878, Львов, — 31.5.1957, Скаржиско-Каменна), польский поэт. Окончил Львовский университет (1901). В первом сборнике «Сны о могуществе» (1901), следуя символистским исканиям «Молодой Польши» (См. Молодая Польша)... Большая советская энциклопедия
  2. СТАФФ — СТАФФ (Staff) Леопольд (1878-1957) — польский поэт. Лирические сборники "Радуга слез и крови" (1918) — "Цвет меда" (1936) — "Лозина" (1954) — "Девять муз" (издан 1958) и др. отличаются ритмическим и мелодическим богатством. Большой энциклопедический словарь