Развязка

РАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.

Р. часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.

Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.

Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий.

Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите — она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании — П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика».

Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели.

Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей литературы буржуазного общества — его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте.

Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения — впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р.

Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны.

Библиография: См. Драма.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Развязка — Исход основного сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного Конфликта. Большая советская энциклопедия
  2. развязка — -и, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж. 1. Действие по глаг. развязать—развязывать (в 1 знач.). Развязка мешков. Развязка узлов. 2. Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л.; противоп. завязка. Неожиданная развязка. Трагическая развязка. Малый академический словарь
  3. развязка — Раз/вя́з/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. развязка — орф. развязка, -и, р. мн. -зок Орфографический словарь Лопатина
  5. развязка — см. >> конец Словарь синонимов Абрамова
  6. развязка — (иноск.) — конец, окончательное решение. Завязка (в событии, в романе) — основание действий; развязка — конец действий Ср. Потом... но вам самим не трудно угадать Всех этих ужасов счастливую развязку... Надсон. Страничка прошлого. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  7. развязка — ЗАВЯЗКА — РАЗВЯЗКА — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Лермонтов. Княжна Мери. [Четвертый любитель искусств:] Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь. Словарь антонимов русского языка
  8. развязка — РАЗВЯЗКА, и, ж. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) какихн. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Толковый словарь Ожегова
  9. развязка — РАЗВ’ЯЗКА, развязки, ·жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 ·знач. — развязывать (·разг. ). 2. В драме — конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. Толковый словарь Ушакова
  10. развязка — РАЗВЯЗКА -и; мн. род. -зок, дат. -зкам; ж. 1. к Развязать — развязывать (1-2 зн.). Р. мешков. Р. узлов. Р. войны. 2. Завершение чего-л., конец, разрешающие, распутывающие что-л. Неожиданная р. Трагическая р. Ждать развязки военного конфликта. Толковый словарь Кузнецова
  11. развязка — См. развязывать Толковый словарь Даля
  12. РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА — компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале — "Гадюка" А. Большой энциклопедический словарь
  13. развязка — развязка I ж. 1. Процесс действия по гл. развязывать I 1., развязываться I 1. 2. Результат такого действия. || перен. Завершение чего-либо, заключительная часть чего-либо. || Конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. Толковый словарь Ефремовой