Проповедь

ПРОПОВЕДЬ — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литературного стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской литературе, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом литературных жанров (термин «П.» однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — «Слово» и «Поучение»). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона (XI век) и Кирилла Туровского (XII век), очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их давших для своего времени незаурядные по литературному мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны «Слова» Серапиона Владимирского (XIII в.), «Слово похвальное» инока Фомы (XV век), «Слова» Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством.

Библиография: Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Проповедь — Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. Большая советская энциклопедия
  2. проповедь — -и, ж. 1. Действие по знач. глаг. проповедовать. [Кирилл] занимался проповедью евангелия язычникам на северных границах империи. Чернышевский, О времени происхождения славянских письмен. Соч. О. Бодянского. Малый академический словарь
  3. ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ — англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. Социологический словарь
  4. проповедь — Про́поведь/. Морфемно-орфографический словарь
  5. проповедь — орф. проповедь, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. проповедь — Пр’оповедь (проповедование) — возвещение слова Божия (Иоан.15:3 ; Деян.13:5 ; Евр.13:7), поучение (·Екк.), пророчество (Ион.3:4), свидетельство о правде (2Пет.2:5) и чудесах Божиих (Пс.18:2) и просто восхваление чего-то (Мих.2:11). Библейский словарь Вихлянцева
  7. проповедь — ПРОПОВЕДЬ -и; ж. 1. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. П. священника, пастора. Произнести п. Воскресная п. 2. Неодобр. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Твои проповеди всем уже надоели. С утра до вечера читает нам проповеди. Толковый словарь Кузнецова
  8. проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение какихн. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова
  9. проповедь — ПР’ОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, ·жен. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. | перен. Наставление, нравоучение (·разг. ). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  10. ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Большой энциклопедический словарь
  11. Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. Словарь по культурологии
  12. проповедь — проповедь ж. 1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. || перен. разг. Наставление, нравоучение. 2. Распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией. Толковый словарь Ефремовой
  13. Проповедь — Христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона