Озирис

ОЗИРИС — умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. в наиболее полном виде сохранился в передаче Плутарха («Об Изиде и Озирисе», §§ 15 и сл.) и включает гибель О. от коварного брата его Сета, поиски его Изидой, рождение Гора от сочетавшейся с трупом О. Изиды-ласточки, осквернение трупа О. Сетом, разрезавшим и разбросавшим его, собирание Изидой тела О. и воскрешение его с помощью других богов.

Рассказ Плутарха в основном воспроизводит подлинные верования древних египтян, что подтверждается многочисленными показаниями египетских источников («Тексты пирамид», надписи на саркофагах, «Книга мертвых» и др.), а также памятниками изобразительного искусства. Спор между Гором и Сетом и присуждение престола Гору подробно изложены в папирусе Gardiner (Papyr. Collection, Chester Beatty, № 1), ставшем доступным лишь в 1931. Весьма ценный вариант мифа об О. находим в знаменитой древнеегипетской повести о двух братьях — Анубисе и Бата (русск. перев. с оригинала В. Викентьева, М., 1917).

Миф об О. содержит огромное количество фабульных элементов, встречающихся в различных вариантах и комбинациях в мировом сказочном и эпическом фольклоре и частью унаследованных и письменными литературами античной и феодальной общественно-исторических формаций. Таковы напр. мотивы братьев-врагов и мести сына за убийство отца, забрасывание невинно гонимого в ларце в море, врастание трупа в дерево, проникание жены под видом служанки в дом, где находится ее муж, превращение женщины в птицу. Связь этих мотивов с родовыми общественными отношениями, с бытом и идеологией древнейших дофеодальных формаций придает мифу об О. огромную ценность для изучения фольклора. Не меньшую ценность миф об Озирисе имеет для сравнительного изучения религий как один из древнейших вариантов мифа об умирающем и воскресающем боге, легшего в основу и христианского мифа о Христе (см. Евангелие), а в отдельных своих частях совпадающего и с семитскими мифологиями, в частности древнееврейскими мифами Библии (см.).

Библиография: Помимо мифологического словаря «Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie», hrsg. v. W. N. Roscher, B. IV (Usire), Lpz., 1924—1925: Erman A., Die aegyptische Religion, 2 Aufl., Berlin, 1909; Тураев Б. А., История древнего Востока, ч. 1, изд. 2-е, СПБ, 1913; Морэ А., Цари и боги Египта, М., 1914. Об отношении Озириса к аналогичным божествам Средиземноморья см.: Фрэзер Дж.Дж., Золотая ветвь, вып. III. Умирающие и воскресающие боги растительности, изд. «Атеист», М., 1928. Варианты и отголоски мифа об О. в фольклоре разобраны в статьях Франк-Каменецкого И.: Ueber die Wasser- und Baumnatur des Osiris («Archiv fur Religionswissenschaft», XXIV, 1926, Heft 3—4); Грузинская параллель к древнеегипетской повести о двух братьях, «Яфетический сборник», IV, Л., 1925. См. также Мифология.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Озирис — В древне-египетской мифологии бог. См. Осирис. Большая советская энциклопедия
  2. Озирис — орф. Озирис, -а и Осирис, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. озирис — В древнеегипетской мифологии – бог плодородия, бог солнца. Большой словарь иностранных слов
  4. Озирис — См. Осирис. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. озирис — (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он есть самосущий и само-сотворенный бог, первое проявляющееся божество (наш третий Логос)... Теософский словарь
  6. ОЗИРИС — ОЗИРИС — см. Осирис. Большой энциклопедический словарь
  7. озирис — Озирис м. см. осирис Бог умирающей и воскресающей природы; покровитель и судья мертвых (в древнеегипетской мифологии). Толковый словарь Ефремовой