САСАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

Гос-во на Бл. и Ср. Востоке в 3-7 вв., возглавлявшееся династией Сасанидов; образовалось на месте Парфянского царства. В 224 Сасанид Ардашир I, овладевший к этому времени Парсом и нек-рыми соседними областями, разбил парфянского Артабана V и в 226/227 короновался в Ктесифоне. При Ардашире I и Шапуре I был объединен Иран и присоединены обширные терр. к З. и В. от него (позже нек-рые были утрачены; см. карту). Успехи во внеш. политике (в частности, победы над Римом) отражали упрочение иран. гос-ва и усиление власти царя (шаханшаха — "царя царей"). На терр. Парфянского царства существовало большое число полузависимых "царств" и кн-в; по традиции ср.-перс. лит-ры, из 240 их владетелей 90 (варианты: 80, 96) было уничтожено Ардаширом I; борьба с выступавшей против Сасанидов местной знатью продолжалась и при Шапуре I. Строительство новых "царских" городов и крепостей упрочивало власть царя и его администрации; были заложены основы адм. деления нек-рых областей (в частности, Парса), нарушавшего границы старых владений знати и ее прямую связь со свободными общинами этих владений. Все это увеличивало значение и размеры терр., непосредственно зависевших от шаханшаха. В 3 в. в С. г. существовало еще значительное число старых владений местной знати и ряд "царств": Сакастан, Керман, Мерв и др. (но царями ряда областей становятся члены рода Сасанидов), а также авт. города типа полисов, гл. обр. на западе С. г. Правители царств, члены рода Сасанидов и неск. знатнейших владетельных родов старо-иран. аристократии (Сурены, Карены и др.) занимали первые места в гос. иерархии. Среди следовавших затем адм. и придворных чинов при Шапуре I впервые появляется (в надписи 262, после мн. др. чинов) жрец Картир. Уже при образовании С. г. Сасаниды опирались на иран. жречество: наряду с наместником в провинцию назначался мобед (магупат — "глава магов"), с помощью гос-ва основывались новые храмы огня. При Ардашире I зороастризм стал гос. религией. Под рук. Картира (при Шапуре I стал главой всех магов, при Бахраме II — верховным жрецом и судьей всего гос-ва и духовником царя) была создана единая церковная орг-ция. Зороастрийская церковь и верхушка иран. жречества становятся одной из гл. политич. и экономич. сил С. г. В 3 в. было проведено первое в С. г. упорядочение канона Авесты. Иные религии (христианство и др. на западе, буддизм и др. на востоке) подвергались преследованиям; но зороастризм не получил значит. распространения вне Ирана, а также в ряде иран. городов, особенно среди переселенцев с запада (христиан, иудеев и пр.). Сочетавшее же наряду с иранскими элементы др. религий манихейство, временно поддерживавшееся Шапуром I, было затем запрещено. Цари С. г. (с Шапура I) носили титул шаханшаха Ирана и не-Ирана, или ариев и неариев, а само гос-во наз. Эраншахр ("царство ариев", или "иранцев"); сасанидское право (известно в осн. по судебнику 6 в. — "Матакдан-и хазар датастан", содержащему также мн. ссылки на судебные решения более раннего времени) непосредственно противопоставляло иранцев- ариев (зороастрийцев) неиранцам (незороастрийцам), отдавая преимущество иранцам.

=====

Последняя четверть 3 — нач. 4 вв. — период врем. ослабления С. г., междоусобных войн и переворотов. С. г. терпит неудачи в борьбе с Римом (поход имп. Кара в С. г. в 282; выгодные Риму договоры 283 и 298 и пр.); от С. г. отпадает ряд областей на востоке. Шапур II восстановил и упрочил власть С. г. в ряде утраченных областей; в войнах с Рим. империей спорные р-ны Месопотамии и ок. 4/5 Арм. царства отошли к С. г. (присоединения, закрепленные договором 387; до нач. 6 в. С. г. и Византия в основном поддерживали мирные отношения); в 5 в. цари местных династий Армении, Албании, Иберии были заменены наместниками С. г. При Шапуре II сильно возрастают центростремительные тенденции в С. г., власть царя и его администрации; укрепляется единство церкви (к нач. правления Шапура II усилились разногласия и борьба среди иран. жречества); под рук. магупата Атурпата Михраспандана была кодифицирована Авеста (окончательная редакция и запись авестийским алфавитом относится к 6 в.); вновь усиливается преследование др. религий (особенно христианства с 339, после его признания гос. религией в Рим. империи); развивается практика дополнит. податного обложения иноверцев; возобновившееся строительство "царских" городов сопровождается утратой автономии старыми городами (после восстания в Сузах на месте разрушенного был осн. новый "царский" город — Эран-Хварра-Шапур). В 4 и 5 вв. исчезают нек-рые существовавшие ранее "царства" и полузависимые владения знати (особенно в осн. областях С. г.). Развивается система центр. и провинц. администрации; первые места в гос. "табели о рангах" заняли вазург-фрамадар (глава гос. аппарата — первый министр), мобедан мобед (в 5 в. считался вторым лицом в гос-ве после царя), эран-спахбад (верховный главнокомандующий) и нек-рые др. общегос. чины. Концентрация власти в руках высш. представителей сановной знати, военачальников и жречества сопровождалась усилением эксплуатации иран. общины и нарастанием в 5 в. социального кризиса в иран. обществе. После Шапура II правило неск. слабых царей. Йездегерд I несколько ограничил влияние знати и жречества, но был устранен ими; при Бахраме V и Йездегерде II фактически правил вазург-фрамадар Михр-Нарсе. Попытки заменить христианство зороастризмом в закавк. провинциях (с целью укрепить в них власть С. г.) вызвали восстания в Армении, Албании и Иберии в 450-451, 481-484 (и в 571-572). До сер. 5 в. С. г. успешно боролось с объединениями вост. и сев. племен (хионитами, кидаритами, чуль и др.), но войны с эфталитами завершились поражением С. г. и гибелью (484) царя Пероза; С. г. потеряло области к В. от Мерва и обязалось выплачивать тяжелую дань. В нач. 90-х гг. 5 в. обострение социально-политич. кризиса в иран. обществе привело к маздакитскому движению, со времени к-рого начинается новый период в истории С. г., по сравнению с предшествующим характеризующийся глубокими изменениями в системе управления, соц.-политич. структуре, культуре и пр.

=====

В 3-5 вв. сохранялось и официально признавалось гос-вом древнее деление иран. населения на касты, или сословия: артештаран — воен. аристократию (включая и царя); жречество; вастриошан — земледельцев (в т. ч. слой азатов-дехкан); хутухшан — ремесленников (а также лиц, находившихся в услужении, и др.); в отличие от земледельцев, ремесленники не причислялись к трем первым почетным кастам и считались экономически зависимыми, работающими на других; с созданием развитого адм. аппарата складывается (очевидно, не ранее 5 в.) сословие писцов (диперан). Значительную часть населения С. г. составляли рабы разных категорий. Социально-экономич. строй иран. общества в 3-5 вв. характеризуют либо как феодальный (как часто считают, с парфян. времени), либо как дофеодальный (считая иран. крестьянство свободным до 5 в.), либо как переходный от рабовладельч. к феодальному; в маздакитском движении видят реакцию на развитие феод. отношений, обычно имея в виду эксплуатацию иран. общины конкретными владетелями из знати; к послемаздакитской эпохе относят укрепление феод. отношений или нач. этапы их развития (о мнениях различных авторов по этим вопросам см. в ст. Иран). Рабовладельч. уклад безусловно имел в С. г. большое значение, вместе с тем развивается практика частичного (на 1/4, 1/6, 1/10) освобождения раба; труд рабов применялся на ирригац. работах, в строительстве, в с. х-ве, ремесле, на рудниках; большое число рабов было занято в храмовых х-вах; зем. владения с прикрепленными рабами (дасткарты) принадлежали царю и частным лицам (есть сведения о дарениях царями именно этой категории владений); отд. представители знати имели громадное число рабов; рабы и обрабатываемые ими участки имелись и у общины. Внутри общины сохранялось общее владение частью земли, стада, пастбищами, но в основном земля принадлежала отд. семьям, ведшим собств. х-во, и постепенно переходила в частную собственность (типа аллода или мулька); в ходе имуществ. и должностной дифференциации в общине выделялся слой азатов-дехкан; в нек-рых р-нах Ирана расслоение общины мало ощущалось и в послесасанидскую эпоху; в др. районах из азатов-дехкан вырастали мелкие и ср. землевладельцы, в зависимость от к-рых попадали разорявшиеся общинники, неполноправные члены общины и ее рабы; этот процесс развивался и в 5 в., но особенно характерен для последующего периода, когда он привел к созданию мелкого и ср. феод. землевладения, к-рое до 11-13 вв. представляли те же дехканы с их мульковыми землями. Достоверных сведений о закабалении иран. общины отд. представителями знати для 3-5 вв., как, впрочем, и для 6-7 вв., не имеется; данные о переходе крестьян из общины на собств. земли знати сомнительны; в целом в Иране и в 5 в. эксплуатация общин осуществлялась гос-вом (в интересах знати и жречества), над общинами стояли представители администрации, сборщики налогов и пр., а не землевладельцы из знати. В 5 в. наряду с подушной податью и налогом на земледельч. продукцию (от 1/6 до 1/ 3 урожая) крестьяне облагались различными сборами (налог на обществ. нужды и пр.) и несли повинности. С ростом эксплуатации в 5 в. резко ухудшилось экономич. положение общинников, часть их теряет возможность воспроизводить свое х-во, нередко покидает деревни и земельные участки; разрушается ирригационная сеть, учащаются неурожаи и голодные годы, все это отрицательно отражалось и на экономике С. г. в целом.

=====

Положение изменилось со времени маздакитского движения; с нач. 6 в. (уже при Каваде I) в С. г. начался экономич. подъем. Раздел имущества знати и богатых способствовал восстановлению и развитию крест. х-в, но наибольшие, как экономич., так и политич., выгоды из движения извлекли азаты-дехканы. При Хосрове I Ануширване часть старой знати оказалась в непосредств. экономич. зависимости от гос-ва и царя, материально поддерживавшего ее, но стремившегося не допустить возрождения ее политич. засилья. Адм. и воен. реформы Хосрова I ограничили сосредоточение власти в руках отд. вельмож; одновременно возросла роль бюрократич. аппарата и чиновничества. Налоговая реформа Кавада I — Хосрова I установила фиксированные налоги: поземельный (хараг, см. Харадж) и подушную подать (гезит). Новые налоги в целом были легче взимавшихся с иран. общины в 5 в. и увеличивали заинтересованность крестьян в произ-ве. Подушную подать выплачивал народ — податное сословие, но от нее освобождались (как находившиеся на гос. службе) сословия воинов, духовенства и писцов; по новой сословной схеме в сословие воинов включались вместе с представителями старой знати и рядовые воины (т. е. азаты). При Хормизде IV снова стали подвергаться преследованиям мн. представители высшей знати, жречества и бюрократии, а их имущество конфисковывалось (по источникам, в интересах "рядовых воинов"), но в 589/590 в Хорасане началось восстание Бахрама Чубина, а в столице группа знати свергла и убила Хормизда IV, провозгласив царем Хосрова II.

=====

В 6 в. С. г. добилось больших успехов во внеш. политике (см. Кавад I, Хосров I Ануширван, Ирано-византийские войны 6-7 вв.); после разгрома эфталитов в 558-568 терр. по левому берегу Амударьи и в Афганистане (см. карту) были вновь включены в состав С. г., ок. 570 был завоеван Йемен, ок. 589 разгромлены вторгшиеся в С. г. тюрки. Но война Хосрова II с Византией (поддержанной затем хазарами и тюрками), когда ее вост. провинции на 2 десятилетия отошли к С. г., окончилась неудачей и свержением Хосрова II иран. знатью (628). Длит. война, приведшая к истощению материальных ресурсов гос-ва, резкое увеличение налогов, нарушение системы социального равновесия, поддерживавшейся предшественниками Хосрова II, подорвали политич. и экономич. могущество С. г. В 628-632 в С. г. сменилось ок. 10 царей. При Йездегерде III С. г. не смогло оказать успешного сопротивления арабским завоеваниям.

=====

О культуре С. г., сыгравшей большую роль в развитии культуры стран Бл. и Ср. Востока в раннем средневековье, см. в ст. Иран.

Лит.: Christensen A., L'Iran sous les Sassanides, 2 éd., Cph., 1944 (осн. общая работа по истории С. г.); Бартольд В. В., К истории крест. движений в Персии, в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П. — М., 1923; Заходер Б. Н., Иран при Сасанидах, "ИЖ", 1938, No 12; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957; Луконин В. Г., Картир и Мани, "ВДИ", 1966, No 3; Нафиси С., Тарих-е темеддоне Иран дер деврейе Сасани (История культуры Ирана в эпоху Сасанидов), Тег., 1952; Nöldeke Th., Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden, Leyden, 1879; Altheim Fr. und Stiehl R., Ein asiatischer Staat, Wiesbaden, 1957; Ghirschman R., Parthes et Sassanides, P., 1962; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965. См. также лит. при ст. Иран (работы М. М. Дьяконова, Н. В. Пигулевской, В. Г. Луконина, R. N. Frye, L. Vanden Berghe).

=====

Э. А. Грантовский. Москва.

—***—***—***—

Государство сасанидов в III — VII вв.

САСАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me