Сефува

Династия маи (султанов) Канема и Борну (Чад, Нигер, Нигерия), правившая в 1075-1846 гг. Обильно орошаемые земли в окрестностях озера Чад искони привлекали к себе население Центрального Судана. Здесь селились многочисленные общины земледельцев, возделывавших пашни, и пастухов, кочевавших со своими стадами по тучным пастбищам. Подавляющее большинство их принадлежало к двум родственным народностям теда (тубу) и канури. Владея большим количеством лошадей и верблюдов, местные жители могли при желании выставить сильное конное войско и навязать свою волю соседям. Государство в Канеме сложилось в самом начале IX века, когда местные племена, проживавшие к востоку и северо-востоку от озера, объединились под властью царей из рода Загава. Столицей новой державы стал город Нджими, местоположение которого остается пока неизвестным. Правда, правитель и его окружение все время кочевали по стране и в столице появлялись нечасто. Ранняя, доисламская история Канема нам практически неизвестна. Только во второй половине XI в., после утверждения здесь ислама, страна попала в поле зрения мусульманских историков. Согласно традиции, основателем новой династии был некто Хуме ибн Абд ал-Джилми. Многое наводит на мысль, что по происхождению он был бербером и прибыл к берегам Чада из тех месть, где ислам уже успел пустить глубокие корни. Об этом говорит прежде всего его имя (которое является производным от Мухаммада) и генеалогия его рода (основателем династии считался Сайф ибн Дхи Йазан, один из доисламских правителей Йемена). Ислам, по-видимому, и раньше имел в Канеме много приверженцев, но именно Хуме впервые оказал ему государственную поддержку. Пишут, что новая религия распространилась и получила всеобщее признание меньше чем за два года, благодаря проповеднику Мухаммаду ибн Мани (до этого Мухаммад проповедовал в Канеме 55 лет). Это имело огромное влияние на культурное развитие страны. Хуме призвал ко двору многих мусульманских ученых и возвел множество мечетей. Канем стал при нем частью исламского мира и быстро приобщился к достижениям арабского просвещения. Следующие сто лет канемской истории плохо изучены, и мы мало что можем сказать о ближайших преемниках Хумы, носивших титул маи. Известно, что его сын, Дунама I, дважды совершал хадж в Мекку и погиб во время третьего. К концу XII в. распространили свою власть на северные области Бильма и Тибести, поставив под свой контроль всю цепь колодцев от озера Чад до Джадо. На западе им принадлежала область Борну. Наивысшего могущества Канем достиг при праправнуке Хумы, Дунаме II Дибалами, который вел нескончаемые войны за расширение своего влияния. На севере Канему противостояли кочевники теда. Дунама II воевал с ними в течение семи лет и в конце концов сумел подчинить своей власти далекий Феццан (внутреннюю область современной Ливии, центром которой служил важный в торговом отношении город Мурзук). Эта победа поставила под контроль Канема один из важнейших транссахарских торговых путей. На юге границы Канема достигли современного Дикоа, на востоке (где Дунаме противостояли племена булала) — Вадаи, а на западе — вплотную приблизились к городам хауса. Создатель крупнейшей империи Центрального Судана, Дунама Дибалами может считаться также и крупным религиозным реформатором. При нем были уничтожены последние элементы язычества и разрушен муне — центральный и самый священный фетиш доисламской эпохи. Впрочем, как и повсюду в Судане, ислам в Канеме имел в себе много своеобразия. Известно, что правитель страны — маи, обожествлялся и за исключением двух больших религиозных праздников был постоянно укрыт от народа. Аудиенции он давал в некоем подобии клетки, закрытый завесами. Дунама II умер в 1248 г. и был похоронен в Замтаме, городе, расположенном к северо-западу от озера Чад. После его смерти Канем стал быстро слабеть. Могущество империи подтачивали внешние и внутренние войны, а также нескончаемые дворцовые распри. Сын Дунамы, Кадэй I, погиб в 1277 г. во время войны с одним из зависимых царьков. Ему наследовал брат Бири II, в царствование которого от Канема отпало вассальное племя булала, проживавшее к востоку от озера Чад. Сын Бири II, Ибрахим I, был побежден в 1315 г. своим вассалом Йерима Мухаммадом и должен был уступить власть своему двоюродному брату Абдаллаху II. Затем начались трудные войны с племенами сао, наступавшими на Канем с юго-запада. В сражениях с ними погибли все четыре сына Абдаллаха. После этого в 1342 г. престол перешел с сыну Ибрахима I, Идрису I, которому наследовал в 1366 г. его брат Дауд Никале. Сыновья Идриса I не признали его власть и повели против дяди упорную борьбу. Внутренними смутами в Канеме воспользовались булала, царский род которых был связан с по материнской линии и на этом основании выступил с претензиями на власть. Война с булала носила чрезвычайно ожесточенный характер. В сражениях нашли свой конец многие представители династии . Сам Дауд был убит в 1376 г. царем булала Абд ал-Джалилом. Такой же конец был уготован двум его сыновьям — Усману I и Абу Бакру, а также племяннику Усману II, царствовавшим непосредственно после него. Когда в 1379 г. престол перешел к сыну Идриса Умару I, положение Канема сделалось безнадежным. В 1386 г. маи сдал булала свою столицу Нджими и вместе с верными ему людьми переселился в западную резиденцию Борну. Отныне держава стала называться Борну. Перемещение государственного центра не положило конца внутренним и внешним смутам. Продолжалось соперничество между двумя линиями : Идрисидами (потомками Идриса I) и Даудидами (потомками Дауда), которые на протяжении следующих семидесяти лет оспаривали друг у друга престол. Не прекратились и войны с булала. В 1389 г. в сражении против них погиб брат Умара I, Кадэй II. Только наследовавший ему Бири III сумел остановить продвижение врага. Вообще, за годы своего долгого правления этот маи смог в достаточной степени стабилизировать положение государства. Многие местные царьки принесли Бири III клятву верности и признали его верховную власть. После смерти Бири III, которая последовала в 1421 г., реальная власть почти на два десятилетия сосредоточилась в руках кайгаммов (так назывались командующие борнуйской армией), передававших престол по своему усмотрению то одному, то другому представителю династии . Приемник Бири III, Усман III из линии Даудидов, продержался на престоле только 9 месяцев и был лишен власти кайгаммом Найкалом. Затем один за другим властвовали племянники Бири III, братья Дунама III и Абдаллах III. В 1431 г. кайгамм Абдаллах Дагалма отобрал престол у Абдаллаха III и передал его Даудиду Ибрахиму II, а потом, в 1439 г., — его брату Кадэю III. В 1440 г. сын Бири III, Дунама IV, напал на Кадэя и вернул государство под управление Идрисидов. Этот переворот, очевидно, был направлен и против своеволия кайгаммов, так как после этого они утратили свое привилегированное положение. Дунаме IV наследовали два брата — Мухаммад II и Амр. Однако их правление было недолгим. Уже в 1445 г. сын Кадэя III, Мухаммад III, восстановил власть Даудидов. Ему также наследовали два брата — Гаджи и Усман IV. Однако это был последний успех потомков Дауда. После поражения, нанесенного в 1459 г. Усману IV сыном Дунамы IV Али Гаджедени, Даудиды окончательно сошли с политической сцены. Великий династический конфликт завершился победой Идрисидов. Сам Али занял престол только через шесть лет после своей победы. Этому предшествовали два коротких царствования старших представителей Идрисидов — Умара II и Мухаммада IV. О его долгом правлении до нас дошло мало известий. Однако несомненно, что именно при Али I было положено начало будущему возвышению и усилению Борну. Положив конец внутренним распрям, Али усилил централизацию государства. Это позволило ему сосредоточиться на внешних войнах и взять вверх над своими врагами. Булала в Канеме было нанесено поражение, так же как и племенам кебби. На реке Яо Али возвел свою столицу Нгазаргаму, которая оставалась резиденцией в течение трех следующих столетий. Сыну Али, Идрису II, удалось восстановить контроль над Канемом — правившие там булала признали его верховную власть. Борну вновь превратился в самую могущественную державу Центрального Судана.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me