Мещанинов Оскар Самойлович

(21.4.1886, Витебск — 1957, шт. Калифорния. США) — скульптор. Учился у Ю. Пэна, затем в Одесской художественной школе, с 1906 в Париже, в Школе декоративных искусств и в Академии изящных искусств (мастерская А.Мерсье), однако, разочаровавшись в возможностях натуралистического академического искусства, вскоре ее покинул. Работал помощником у Ж.Бернара, позднее М. пригласил его консультантом в скульптурное ателье Русской академии в Париже. Жил в «La ruche» («Улье»). Работы М. свидетельствовали о внимательном изучении им древнеегипетской и ранней античной скульптуры; романская и готическая скульптура укрепили его устремление к лаконичному обобщению и синтезу форм в пластике. С 1908 участвовал в выставках Национального общества изящных искусств, с 1912 регулярно экспонировал свои работы на Осеннем салоне. Один из влиятельных критиков отметил в 1915 в качестве основных черт его творчества глубинное постижение мировой культуры и талантливое претворение великих традиций, Многолетняя дружба связала М. с Диего Ривера, который написал в начале 1910-х его кубистический портрет; остро-характерную внешность М. запечатлели также Х.Сутин и А.Модильяни. В мировом скульптурном наследии М. больше всего привлекали произведения архаического характера. В 1919 он совершил первое путешествие в Камбоджу для ознакомления с храмовыми ансамблями Ангкора, в 1927 -в Индию, где знакомился со скальными храмами Эллоры. В 1920-е М. играл видную роль в парижском Обществе русских художников, способствовал устройству выставки «Современное французское искусство» в Музее нового западного искусства в Москве в 1928. В связи с этим он в последний раз приехал на родину, посетил Ленинград и Москву: выступил с рассказом о художественной жизни послевоенного Парижа. Одну из работ М., представленных в русском отделе выставки («Девушка с букетом», 1927), предполагала приобрести Третьяковская галерея: реально туда поступил «Человек в цилиндре» (1922), наиболее известная из работ М., демонстрировавшая его понимание скульптурной формы прежде всего как композиции из обобщенных, архитектонически выдержанных объемов. 2-я мировая война заставила М. эмигрировать в США. Последние годы его жизни были отданы преимущественно созданию портретов; один из лучших — «Портрет Пьера Вертхеймера» (1950). Работы М. охотно приобретались коллекционерами и престижными музейными собраниями. Мраморная «Девушка» (1912) и бронзовый бюст Жозефа Бернара (1933) вошли в коллекцию Музея Израиля в Иерусалиме; в Национальном музее современного искусства в Париже хранятся «Человек в цилиндре», «Причесывающаяся обнаженная» (1937); в музее «Stedelyk» в Амстердаме — бронзовый «Портрет матери художника» (1915). Много работ М. находятся в художественных музеях США (Кливленд, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.). В Русском музее — «Голова девы» (1912). Персональные выставки М. прошли в ПтиПалев Париже (1939), в одной из галерей Нью-Йорка (1944) ив Музее искусств графства Лос-Анджелес (1955).

Источник: Исторический словарь на Gufo.me