Гурвич Георгий Давидович (жорж)

(19.10.1894, Новороссийск — 10.12.1965, Париж) — социолог, философ. Философскую литературу читал с 14 лет, В 1912-15 учился на юридическом факультете Юрьевского университета. 12.10.1914 юридический факультет присудил ему золотую медаль за работу по истории философии права «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича» (опубл. Юрьев, 1915). В августе 1915 по зачету 6 семестров перевелся в Петроградский университет. С 1917 преподавал в Петроградском университете и работал над докторской диссертацией «Руссо и Декларация прав» (Пг., 1918), защитив которую в 1920, получил докторскую степень. Через несколько месяцев эмигрировал в Чехословакию, где в качестве приват-доцента преподавал социологию и философию права на кафедре истории философии права Русского юридического факультета в Праге. Опубликовал в этот период ряд философских работ: «Идеи неотъемлемых прав в политической доктрине XVII-XVIII веков» («Труды русских ученых за границей», Берлин, 1921), «Введение во всеобщую теорию международного права» (Прага, 1923), «Этика фихте» (Прага, 1925, на нем. яз.), С 1929 во Франции. Состоял в масонской ложе «Северная Звезда» (1932-37). Сотрудничал в журнале «Современные записки», в газете «Дни», полемизировал с евразийцами; публиковал научные работы на немецком и французском языках. Преподавал философию в «Sevigne College», затем несколько лет социологию в университете Бордо; в 1935-48 профессор социологии в университете Страсбурга. По приглашению Л.Бруншвича прочитал в Сорбонне курс «Современные тенденции в германской философии 1927-1928 гг.» (опубл.: 1930: 2-е изд. 1949). В 1932 появилась его книга «Идея социального права», над которой Г. работал еще в России; она принесла ему международную известность. Осуждал гитлеровский режим, уехал после капитуляции Франции в 19 40 в США, был приглашен в нью-йоркскую Новую школу социальных исследований. В 1941 принимал участие в создании в Нью-Йорке под патронажем правительства Свободной Франции «Ecole Libre des Hautes Etudes». Участник дискуссий с американскими и французскими коллегами о будущем Франции, проходивших во французском институте социологии в «Ecole Focillon»; в 1944 написал «Декларацию социальных прав» (опубл. Нью-Йорк, 1944; во Франции в 1946), чтобы «вдохновить конституцию IV республики». Читал курс социологии в Гарвардском университете в 1944-45. После возвращения в сентябре 1945 во Францию стал центральной фигурой французской социологии, первым директором Центра социологических исследований, лаборатории социологии познания и морали, главным редактором журнала «Cahiers intemationaux de sociologie» (1946). С 1948 профессор социологии в Сорбонне и директор «LEcole Pratique des Hautes Etudes». Президент Института социологии (1953-56), президент комиссии социологии и демографии национального центра научных исследований (1960-63). Кавалер ордена Почетного легиона. В 1962 избран президентом Международной ассоциации социологов франкоязычных стран. Активно выступал против алжирской войны, против централизации власти в современном технико-бюрократическом обществе, участвовал в деятельности общества «ФранцияСССР». В своих работах проводил междисциплинарные связи между социологией, историей, антропологией и социальной психологией. Взгляды Г. сложились под влиянием И.Фихте, А.Бергсона, Э.Гуссерля, социалистических концепций Сен-Симона, П.Прудона, К.Маркса, а также социологии М.Вебера, Э.Дюркгейма, особенно М.Мосса (идея «целостных социальных фактов»). Свою социологию Г. называл «диалектическим гиперэмпиризмом». Вместе с Я.Морено, Э.Мэйо, К.Левин и др. он был одним из создателей теории малых групп как главного объекта социологии. В свою очередь, влияние Г. проявилось в вариантах диалектической социологии Ж.П.Сартра («Критика диалектического разума») и в генетическом структурализме Л. Гольдмана. Учеником Г. был Жак Казнев, его преемник на кафедре социологии в Сорбонне. Социолог преимущественно философского склада, Г. придерживался скорее германской, чем французской традиции; вместе с тем как европеец он был оппонентом американского эмпиризма. Приобрел репутацию «французского Питирима Сорокина», сам же Сорокин считал его одним из крупнейших социологов XX в.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me