Сон

1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности;

2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения;

3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции “мир людей / мир демонов”, “здесь / там”, “зримое / незримое”, “обычное / экстраординарное”. Произвольная “логика” сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков (“вещий С.”); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств. руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора “жизнь=С.” закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке “С. — греза — видение — мечта — идеал — утопия” мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно — в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в “Евгении Онегине”), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в “Преступлении и наказании”), или утопия (“Что делать?” Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и Символизма создана универсальная “мифология” С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Религ. авангард создает символологию С. как “текстуального” свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского (см. Флоренский)), здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от “объятий Морфея” к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа “загадочных феноменов психики”, благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что “С. разума” отнюдь не всегда “порождает чудовищ”, как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями “пост-смерти” в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив “С. наяву”. На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает “единомножественность” личности (в терминах Л. Карсавина и А. Мейера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу “матрешки” и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина “С.” обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., “цитирующих” друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где “человек лишь снится сам себе”. Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы (см. Ноосфера) как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме; в психол. и филос. прозе модерна (символизм, Постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На Архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии.

Лит.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. “Сон” // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997.

К. Г. Исупов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СОН — (от лат. sonus — звук), единица условной шкалы громкости звука, выражающая непосредственно субъективную оценку сравнит. громкости чистого тона. 1C. соответствует уровню громкости 40 фон при частоте звука 1000 Гц. Шкала громкости в С. — линейна. Физический энциклопедический словарь
  2. Сон — I периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Большая советская энциклопедия
  3. сон — сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. Малый академический словарь
  4. СОН — СОН — англ. dream/sleep; нем. Schlaf. 1. Физиологическое состояние покоя и отдыха, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиол. процессов. 2. То же, что сновидение. Социологический словарь
  5. Сон — Внесистемная единица громкости звука. СОРОКОВКА Словарь мер и весов
  6. сон — орф. сон1, сна, мн. сны, снов сон2, сона (танец, песня) Орфографический словарь Лопатина
  7. сон — Сон/. Морфемно-орфографический словарь
  8. сон — СОН, периодич. физиол. состояние организма, выражающееся относит. покоем. У мн. животных приурочен к суточной смене дня и ночи (монофазный С.), у др. животных, напр. у хищных млекопитающих, смена... Ветеринарный энциклопедический словарь
  9. Сон — Физиологическое состояние организма, чередующееся с бодрствованием и характеризующееся отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражители. - С. быстрый. Одна из фаз физиологического... Толковый словарь психиатрических терминов
  10. сон — Как во сне 1) о чем- н. восхитительном, необыкновенном. ► -Это было красиво, как во сне. 2) о полусонном, полубессознательном состоянии кого-н., о состоянии человека, временно утратившего способность отчетливо, ясно что-н. Фразеологический словарь Волковой
  11. сон — СОН Победа в поединке тхэквондо. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  12. сон — • безмятежный ~ • беспробудный ~ • богатырский ~ • глубокий ~ • крепкий ~ • мертвецкий ~ • мертвый ~ • необоримый ~ • непробудный ~ Словарь русской идиоматики
  13. Сон — I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Быт 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Библейская энциклопедия Брокгауза
  14. сон — см. >> неясный см. также -> забыться сном, клониться ко сну, лежать в летаргическом сне, наводить сон, наводящий сон, находиться в летаргическом сне, опочить вечным сном, отходить ко сну Словарь синонимов Абрамова
  15. Сон — • 'Όνειρος, Somnĭum Гомер еще не знает олицетворения С., не знает бога С.; см. Divinatio, Дивинация, 4. Полагали, что местопребывание снов находится на дороге в ад (Ноm. Od. Словарь классических древностей
  16. сон — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? сна, чему? сну, (вижу) что? сон, чем? сном, о чём? о сне; мн. что? сны, (нет) чего? снов, чему? снам, (вижу) что? сны, чем? снами, о чём? о снах... Толковый словарь Дмитриева
  17. сон — Общеслав. индоевроп. характера (ср. латышск. sapnis, др.-инд. svapnas, греч. hypnos, лат. somnus и т. д.). Образовано с помощью суф. -нъ от той же основы, что и спать. Сон (< сънъ) из *sъpnъ после упрощения сочетания согласных pn > н (ср. подобный фонетический процесс в кануть). Этимологический словарь Шанского
  18. сон — Физиол. состояние мозга и организма в целом, характеризующееся значит, обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внеш. раздражители и одновременно особой организацией активности нейронов головного мозга. Состояние... Биологический энциклопедический словарь
  19. СОН — СОН, периодически наступающее физиологическое состояние бессознательности, из которого человека или животного можно вывести. Во время обычного ночного сна возникают периоды глубокого сна, когда происходит быстрое движение глаз (БЫСТРЫЙ СОН)... Научно-технический словарь
  20. сон — Физиологическое состояние организма высших позвоночных животных и человека, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Биология. Современная энциклопедия
  21. сон — 1. Состояние покоя (противопол. бодрствованию). Беззаботный, безмятежный, беспокойный, беспробудный, беспросыпный (разг.), благодатный, блаженный, богатырский, всеисцеляющий, воробьиный (разг. Словарь эпитетов русского языка
  22. сон — СОН — БЕССОННИЦА Заснуть — проснуться (см.) уснуть — проснуться (см.) Бессонница наваливалась, как сон, — намертво пеленая, стягивая путы. Словарь антонимов русского языка
  23. Сон — I (somnus) функциональное состояние центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) узнаваемой психической деятельности. Медицинская энциклопедия
  24. СОН — (англ. sleep) — одно из функциональных состояний человека. Можно выделить фазы быстрого и медленного С., которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Во время медленного... Большой психологический словарь
  25. сон — • Безбрежный (Бальмонт). • Безгрезный (Ремизов). • Бездумный (Кузьмин, Надсон). • Беззаботный (Минский). • Беззвучный (Лохвицкая). • Безмолвный (Сологуб). • Безмятежный (Короленко, Козлов, К. Р., Фруг). • Безумный (Бальмонт, Фет). Словарь литературных эпитетов
  26. СОН — СОН — наступающее после бодрствования периодическое функциональное психическое состояние восстановления, характеризующееся значительным торможением и отключенно-стью от слабых сенсорных воздействий внешнего мира. Новейший философский словарь
  27. сон — СОН, Сна, ·муж. 1. только ед. Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которо полностью или частично прекращается работа сознания. «Не одну ночь провел он без сна.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова
  28. сон — СОН сна; м. 1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижается реакция на внешние раздражения. Крепкий, глубокий, сладкий, богатырский сон. Толковый словарь Кузнецова
  29. сон — Общеславянское слово индоевропейской природы. Среди соответствий в других языках находим латинское isomnus, греческое hypnos и др. Первоначальная форма Бърпъ упростилась. К той же основе восходит и глагол спать. Этимологический словарь Крылова
  30. сон — СОН м. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; противопол. бдение, бодрость, явь. Сон глубокий, крепкий, непробудный; сон легкий, будкий, чуткий, на слуху, дрема. Востать от сна, отойти ко сну. Сон напал, одолел. Заботы ото сна и от еды отбили. Толковый словарь Даля
  31. СОН — СОН — река в Индии, правый приток Ганга. 780 км, площадь бассейна 65,5 тыс. км2. Истоки — на плато Чхота-Нагпур, протекает по Гангской равнине. Средний расход воды ок. 1400 м3/с. Используется для орошения; в нижнем течении судоходна. Большой энциклопедический словарь
  32. сон — Род. п. сна, диал. во снях "во сне" (Мельников) из др.-русск. въ сънѣхъ, укр. сон, род. п. сна, блр. сон, род. сна, др.-русск., ст.-слав. сънъ ὕπνος (Супр.), болг. сън, сербохорв. са̏н, род. п. сна̏, словен. sǝ̀n, род. п. snà, чеш., слвц. sen, польск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  33. сон — сон м. 1. Периодически наступающее физиологическое состояние покоя организма, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов. || противоп. бодрствование... Толковый словарь Ефремовой
  34. сон — СОН, сна, м. 1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при к-ром почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Здоровый с. Спать крепким (мёртвым) сном. Толковый словарь Ожегова
  35. Сон — Состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов чувств, постольку С. отличается как раз более или менее полным отсутствием их. Конечно, между... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона