Пас

Октавио Пас (Paz) (1914-1998)

☼ мекс. философ, поэт, эссеист, лауреат Нобелевской премии (1990), премий им. Т.С. Элиота (1987), М. Менендеса-и-Пелайр (1987), премии Брит. энциклопедии (1988) и др. Первые публикации относятся к нач. 30-х гг. В 1938-41 возглавлял лит. объединение и журн. “Тальер”, в 1944-45 жил в США, с 1945 — на дипломат. службе в Париже, сблизился с сюрреалистами, в 1962-68 — посол в Индии, в 1971-76 возглавлял широко известный в Лат. Америке журн. “Плюраль”. Преподавал в ряде ун-тов США и Европы.

Автор более 50 стихотворных и прозаич. книг, среди к-рых — культурологич. эссе “Лабиринт одиночества” (1950) и сб-ки статей по проблемам философии и эстетики “Лук и лира” (1956), “Переменный ток” (1967), “Постскриптум” (1970), “Круговращение знаков” (1971), “Знак и крюк” (1973) и др.

Концепции П. созданы в традициях лат.-амер. эссеизма с характерными для него жанровым синкретизмом, подчеркнутым субъективизмом, доминантой метафорич. мышления, использованием обобщающих символов, смешением разл. филос. и эстетич. напластований. П. выстраивает свои концепции в русле цивилизационного подхода. Основой для существования и выделения той или иной цивилизации (см. Цивилизация) является создаваемый в ее лоне образ мира. По мысли П., “эта модель зарождается в сфере бессознательного, и питает ее своеобразное представление о времени”, и потому “любая цивилизация — это метафора времени”. Гл. критерием для выделения цивилизаций становятся не пространственно-геогр., а временные категории: П. сопоставляет античную, христ. и совр. цивилизации и приходит к выводу, что последняя под напором техницизма теряет сущность времени, поэтому “мир как модель, как образ исчезает”, уступая место недолговечным и утилитарным техн. реалиям. Эта пессимистич. констатация не разрушает органически присущего мышлению П. утопизма. Его основу составляет вера поэта в могущество слова, способного изменить мир и человека. По убеждению П., склонного к парадоксам, “язык не принадлежит нам: мы ему принадлежим”; поэтич. слово, являющее новые, запредельные смыслы, преобразует повседневный язык, а вместе с ним и действительность. В утопич. построениях П. также участвуют такие фундаментальные для его мышления категории, как аналогия (стяжение разл. смыслов, земного и небесного), инаковость (способность человека или опр. культуры взглянуть на себя глазами “другого”), молчание (постижение сущностей), запредельность.

Огромное значение для развития лат.-амер. культурологии имела новаторская кн. П. “Лабиринт одиночества”. В ней он исследовал мекс. нац. сознание, но многие наблюдения и выводы автора раскрывают особенности лат.-амер. культуры в целом. П. блестяще продемонстрировал, как особенности амер. истории — прежде всего конкиста, бывшая чередой истор. и этнич. “изнасилований”, — сублимировалась в характерном для лат.-амер. комплексе мачизма (от исп. “мачо” — самец, настоящий мужчина). Этот комплекс пронизывает все мироотношение мексиканца, проявляясь в индивидуалистич. жизненных установках, агрессивных моделях поведения, хозяйски-снисходительном восприятии женщины, панибратском отношении к смерти и т.п. Тонкий и глубокий герменевтич. анализ позволяет автору выявить основу нац. мировидения — оппозицию “закрытое” (мачо со всем набором его сверхценностей) и “открытое” (все, способное стать объектом мужского самоутверждения). Эссе П. заложило новое направление в лат.-амер. культурологии, обращенное к исследованию структуры нац. и континентальных мифологем и архетипов.

Соч.: Из книги "Восточный склон"; Эссе разных лет // Иностр. лит. 1991. № 1; El агсо у la lira. Мех., 1983.

Лит.: Кофман А. Утопия Октавио Паса // Иност. лит-ра, 1991. № 1; Zea L. La filosofia en Mexico. V. 1-2. Мех., 1955; Perdigo L.M. La estetica de Octavio Paz. Md., 1975; Rodriguez Padron J. Octavio Paz. Md., 1975; Octavio Paz. Md., 1982.

А.Ф. Кофман.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пас — (Paz) Октавио (родился 31.3.1914, Мехико), мексиканский поэт. Первая книга стихов «Но пасаран» (1937) посвящена событиям национально-революционной войны 1936—39 в Испании. Большая советская энциклопедия
  2. пас — 1) междом. 1. В карточных играх: восклицание, означающее, что участник игры пасует (см. пасовать 1 в 1 знач.). По временам раздавались восклицания игроков: «пас», «а ну, где наше не пропадало!» и т. д. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши. 2. в знач. Малый академический словарь
  3. пас — 1. пас/¹ и пас¹, неизм. (карт.). 2. пас/² (передача мяча и т. п.). Морфемно-орфографический словарь
  4. пас — орф. пас1, -а (к пасовать(ся) пас2, неизм. (к пасовать) Орфографический словарь Лопатина
  5. пас — • передовой артиллерийский склад • полевой артиллерийский склад Сокращения, применяемые в СССР
  6. пас — ПАС см. ПЕРЕДАЧА мяча (шайбы). (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  7. пас — I. ПАС I а, м. passe f., нем. Pass., шв. pass. 1. Паспорт, удостоверение. Паспорт, который служил для иностранных офицеров и солдат послужным списком (формуляром). Невыдача паса. Бернер 253. Пасы и проезжие даны вам будут из Посольского приказу. Петр I. Словарь галлицизмов русского языка
  8. пас — Сигнал к началу действий, драки Словарь воровского жаргона
  9. пас — I. ПАС [от франц. (je) passe — пропускаю, не играю] I. межд. В карточных играх: восклицание, означающее, что участник игры пасует. Сказать во время игры п. II. (перед кем-чем). в функц. сказ. Разг. Употр. при выражении нежелания, бессилия перед чем-л. Толковый словарь Кузнецова
  10. пас — I. (или устар. пасс) [фр. passe, букв. прохожу мимо, пропускаю]. 1. междом. В карточных играх – отказ от участия в данном розыгрыше или признание проигрыша. 2. в значении сущ. пас, паса, м. Заявленный отказ от участия в данном розыгрыше. Объявить пас. Большой словарь иностранных слов
  11. пас — (или ·устар. пасс) [·франц. passe, ·букв. прохожу мимо, пропускаю]. 1. межд. В карточных играх — восклицание, означающее отказ от участия в данном розыгрыше, до следующей раздачи карт. 2. в знач. сущ. пас, паса, ·муж. Толковый словарь Ушакова
  12. пас — 1. ПАС нареч. и сущ. м. франц. в картежн. играх: мимо, не заявляю игры, не играю. Пасовать, заявлять пас в игре. Я пас, пасую. Пасовая игра. Пасователь, пасовщик, кто пасует. 2. ПАС м. польск. или немецк. широкая и крепкая тесьма или ремень, напр. Толковый словарь Даля
  13. ПАС — ПАС (Paz) Октавио (р. 1914) — мексиканский писатель. В лирике, насыщенной архаическими символами мексиканской и индуистской мифологии (сборники "Свобода под честное слово" 1949, "Восточный склон", 1969, "Поворот", 1976) — — влияние т. Большой энциклопедический словарь
  14. пас — пас I м. Передача мяча, шайбы и т.п. кому-либо из игроков своей команды в спортивной игре. II м. устар. Один из толстых ремней, на которые вешается каретный кузов. III предик. разг. Толковый словарь Ефремовой
  15. пас — I I "звериная тропа", зап. (Даль). Вероятно, заимств. из польск. раs "пояс, ремень"; см. Брюкнер, IF 23, 212. Подробнее см. по́яс. Менее вероятно произведение из и.-е. *рōdsо- от *рōd- "нога (ступня)", которое в остальном неизвестно в слав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. пас — 1. ПАС1, а, м. 1. В карточных играх: отказ от участия в данном розыгрыше. Объявить п. 2. перен., в знач. сказ. Не в силах, принуждён отказаться сделать что-н. (разг.). В этом деле я п. 2. ПАС2, а, м. В нек-рых спортивных играх: передача мяча или шайбы партнёру. Точный п. Толковый словарь Ожегова