Темперация

Темпера́ция

(от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность)

в музыке, выравнивание интервальных отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность Т. состоит в небольших изменениях величины интервалов, главным образом квинт, по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Потребность в Т. возникла в 16—18 вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй музыкальный) имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками (см. Энгармонизм): не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие ладотональной и гармонической систем: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе.

В 12-ступенном равномерно-темперированном строе все чистые квинты уменьшены на Темперация пифагоровой коммы; от этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделённой на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже зонная природа звуковысотного слуха (см. Зона). Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной Т. путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных ступеней в октаве не увенчались успехом, 12-ступенная Т. остаётся оптимальным решением проблемы строя.

Лит.: Шерман Н., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964.

Ю. Н. Рагс.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. темперация — -и, ж. муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. [От лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность] Малый академический словарь
  2. Темперация — (от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность) — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. строе. Т. характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. Музыкальная энциклопедия
  3. темперация — орф. темперация, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. темперация — Темпер/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. темперация — ТЕМПЕРАЦИЯ [тэ], -и; ж. [от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность] Муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. Толковый словарь Кузнецова
  6. темперация — [тэмперация], темперации, мн. нет, ж. [лат. temperatio] (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы. Большой словарь иностранных слов
  7. ТЕМПЕРАЦИЯ — ТЕМПЕРАЦИЯ (от лат. temperatio — правильное соотношение) в музыке — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До... Большой энциклопедический словарь
  8. темперация — темперация ж. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. Толковый словарь Ефремовой
  9. темперация — ТЕМПЕР’АЦИЯ [тэмперация], темперации, мн. нет, ·жен. (·лат. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы. Толковый словарь Ушакова