Строчное пение

Стро́чное пение

Вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2—3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодическое значение, функциональная гармония отсутствовала. Основная мелодия занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние голоса — верхом и низом (исполнители соответственно назывались путниками, вершниками и нижниками). В 4-голосных произведениях имелась ещё мелодия, называемая демеством (её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались принципы «ленточного» многоголосия (высотный и ритмический контур мелодии сохранялся во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся к середине 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением (См. Партесное пение).

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Строчное пение — Вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. Музыкальная энциклопедия
  2. СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 — нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2-4, чаще 3: "низ", "путь", "верх"). Вытеснено партесным пением. Большой энциклопедический словарь
  3. Строчное пение — В православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским знаком. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона