Старообрядчество

Старообря́дчество

Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей С. от официальной церкви (см. Раскол) происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения» и др.). При некоторых общинах создавались старообрядческие школы — «грамотицы». С. с самого начала не было единым. К концу 17 — началу 18 вв. распалось на многие течения, получившие названия «толков» и «согласий», существенно отличавшихся друг от друга. С. разделилось на поповщину (См. Поповщина) и беспоповщину (См. Беспоповщина). Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств. Основные районы распространения поповщины — Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины — в основном на С. государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств. По мере того как старообрядческие общины втягивались в рыночные отношения, в них росло предпринимательство; из среды старообрядцев выделялась купеческая верхушка. Постепенно большинство старообрядческих согласий утратило оппозиционный характер по отношению к царской власти и официальной церкви. Особенно это относится к поповщине, из которой вышло много купцов и предпринимателей. В 1800 часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковную организацию. В середине 19 в. они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (Австрия, ныне территория Черновицкой области УССР). В 1853 была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии (См. Белокриницкая иерархия). Часть общины поповцев, которые стали называть беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов, т. е. перешедших к ним из господствующей церкви), не признала Белокриницкую иерархию. В беспоповщине наряду с более или менее умеренными согласиями по мере роста дифференциации внутри общин возникали крайние толки. К концу 17 в. на С. вокруг Выговской общины (См. Выговская община) сложился наиболее умеренный в беспоповщине поморский толк. На С.-З. распространилась федосеевщина (её центр с 70-х гг. 18 в. — Преображенское кладбище в Москве), порвавшая с поморянами. В 1-й половине 18 в. от поморского толка откололись Филипповцы, проповедовавшие необходимость самоуморений и самосожжений. Отдельно существовала нетовщина (или Спасово согласие), которая отрицала все таинства и призывала своих последователей к самосожжениям. Беспоповщина в некоторых своих крайних толках (например, «бегуны») смыкалась с сектантством. Поместный собор русской православной церкви 1971 принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с ортодоксальным православием. В СССР существует 3 основные ветви «древлеправославного старообрядчества»: Белокриницкая иерархия, беглопоповское и поморское, или беспоповское, согласия.

Лит. см. при ст. Раскол.

В. С. Шульгин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. старообрядчество — -а, ср. Религиозно-общественное движение в России середины 17 в., отвергавшее церковную реформу патриарха Никона... Малый академический словарь
  2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — СТАРООБРЯДЧЕСТВО – приверженность части русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. Новая философская энциклопедия
  3. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — Религиозно- общественное движение в России, возникшее со времени раскола в рус. православной церкви (подробнее см. в статье Раскол). Основными церковно-религиозными течениями являются течения поповцев и беспоповщина. Советская историческая энциклопедия
  4. старообрядчество — орф. старообрядчество, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. старообрядчество — Стар/о/обря́д/ч/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  6. старообрядчество — СТАРООБРЯДЧЕСТВО -а; ср. В русском православии с середины 17 в.: религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви (в дальнейшем распалось на течения поповцев, беспоповцев, разные толки и согласия). Толковый словарь Кузнецова
  7. старообрядчество — СТАРООБР’ЯДЧЕСТВО, старообрядчества, мн. нет, ср. (церк.). Религиозное направление, объединяющее ряд сект, возникших в результате раскола (см. раскол в 3 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  8. старообрядчество — См. старый Толковый словарь Даля
  9. Старообрядчество — Совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. сторонники старообрядчества преследовались царским правительством. Словарь по культурологии
  10. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — СТАРООБРЯДЧЕСТВО — совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ 17 в. (см. Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Большой энциклопедический словарь
  11. старообрядчество — старообрядчество ср. 1. Религиозное направление, объединяющее ряд сект, которые возникли в результате церковного раскола в Российском государстве в XVII в. и стремились к сохранению старины в церковной жизни и обрядности. 2. Вероучение и обрядность сторонников этого направления. Толковый словарь Ефремовой
  12. старообрядчество — СТАРООБРЯДЧЕСТВО, а, ср. Общее название религиозных течений, возникших в России с конца 17 в. вследствие религиозного раскола (впоследствии распавшихся на несколько толков2) и стремящихся к сохранению старых церковных правил (старой веры)... Толковый словарь Ожегова