Скрипка

Скри́пка

(от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige)

струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С. и меньшего размера). Основной приём извлечения звука — ведение смычком по струнам, используется способ игры Флажолетами, иногда звук извлекается щипком — Пиццикато. Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С. с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам. Эта народная С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С. — польское skzypce), высоким регистром (о польской С. писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип С. вырабатывался на протяжении 15—16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16—18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С. применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17—18 вв. — сольная соната и концерт — возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.

В 17—18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини — Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц —Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье — Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей — исполнителей и композиторов 19—20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности — Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.

Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. — Л., 1951, гл. 1—2.

И. М. Ямпольский.

Скрипка

1. Скрипка. 2. Виолончель. 3. Виола да гамба.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. скрипка — Скри́п/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. скрипка — -и, род. мн. -пок, дат. -пкам, ж. Смычковый четырехструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по диапазону). ◊ @ первая скрипка {кто} о человеке, которому принадлежит в чем-л. важная, ведущая роль. @ - играть первую скрипку; играть вторую скрипку Малый академический словарь
  3. Скрипка — (итал. — violino, уменьшит. от viola; франц. — violon; англ. — violin; нем. — Violine, Geige) — струн. смычковый муз. инструмент. С. — наиболее высокий по тесситуре из инструментов скрипич. Музыкальная энциклопедия
  4. скрипка — орф. скрипка, -и, р. мн. -пок Орфографический словарь Лопатина
  5. скрипка — Играть первую скрипку 1) играть в оркестре на первой скрипке; 2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем- н. (разг.). ► В их семье именно он играл первую скрипку. Первая скрипка (разг.) — перен. Фразеологический словарь Волковой
  6. скрипка — Ножовочное полотно Словарь воровского жаргона
  7. скрипка — Играть первую скрипку Словарь синонимов Абрамова
  8. скрипка — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? скрипки, чему? скрипке, (вижу) что? скрипку, чем? скрипкой, о чём? о скрипке; мн. что? скрипки, (нет) чего? скрипок, чему? скрипкам, (вижу) что? скрипки, чем? скрипками, о чём? о скрипках... Толковый словарь Дмитриева
  9. скрипка — Искон. Суф. производное от скрипа (откуда также — скрипач), исходно представляющего собой форму ж. р. от скрип. Этимологический словарь Шанского
  10. СКРИПКА — см. СКРЖИПКОВСКИЙ Словарь русских фамилий
  11. скрипка — • Визгливая (Брюсов). • Певучая (Льдов). • Страстная (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  12. скрипка — СКРИПКА, и, ж. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен.: о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чёмн.). | прил. Толковый словарь Ожегова
  13. скрипка — СКР’ИПКА (скрыпка ·обл.), скрипки, ·жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. Играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 ·знач. ). • Играть первую скрипку — см. играть. Толковый словарь Ушакова
  14. скрипка — СКРИПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж. 1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Толковый словарь Кузнецова
  15. скрипка — Этот мелодичный музыкальный инструмент, как ни странно, связан с неблагозвучным глаголом "скрипеть". Этимологический словарь Крылова
  16. СКРИПКА — СКРИПКА — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Большой энциклопедический словарь
  17. скрипка — скри́пка укр. скри́пка, польск. skrzypce мн. "скрипка, лира". Связано со скрипе́ть (Шрадер–Неринг 2, 85). Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. скрипка — скрипка I ж. Струнный смычковый музыкальный инструмент. II ж. разг. То же, что скрипач Толковый словарь Ефремовой
  19. Скрипка — (violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона