Ренье

I

Ренье́ (Régnier)

Анри Франсуа Жозеф де (псевдоним — Гюг Виньи, Hugues Vignix) (28.12.1864, Онфлёр, Кальвадос, — 23.5.1936, Париж), французский писатель, член Французской академии (1911). Обучался в парижском коллеже. В первых стихотворных сборниках Р. «Грядущие дни» (1885), «Успокоение» (1886), «Ландшафты» (1887), «Эпизоды» (1888), написанных под влиянием романтиков и парнасцев (см. «Парнас»), отчасти — П. Верлена, преобладает лирика утончённых чувств. Позже Р. переходит к туманной символике в духе С. Малларме: сборники «Стихотворения в античном и рыцарском духе» (1887—90) и «Как во сне» (1892). Пытаясь реформировать французское стихосложение, Р. пользуется свободным стихом (См. Свободный стих). Однако в следующих сборниках он возвращается к традиционной строгой форме, сохраняя понимание рифмы: «Глиняные медали» (1900), «Город вод» (1902), «Крылатая сандалия» (1906), «Зеркало часов» (1910), «Vestigia flammae» (лат.; «Следы пламени», 1921). Быстротечность времени, хрупкость прекрасных форм бытия, обретающих бессмертие в творческом воображении поэта, — главные темы поэзии и прозы Р.: романы «Дважды любимая» (1900), «Живое прошлое» (1905), «Страх перед любовью» (1907), «Грешница» (1920), «Я, она и он» (1935) и др.; рассказы сборников «Яшмовая трость» (1897), «Лаковый поднос» (1913), «Утраченное счастье» (1924) и др. Р. стремится воскресить эстетизированный дворянский быт 17—18 вв. Его проза отмечена чертами декадентского эстетства и нравственного безразличия, но в образно-эмоциональном строе её ощущается неприятие буржуазного практицизма, корыстолюбия и ханжества. Р. сумел создать достоверные, а в некоторых случаях даже сатирические образы аристократов.

Соч.: Œuvre romanesque, v. 1—5, P., 1929—30; Œuvres, t. 1—7, P., 1930—31; в рус. пер. — Собр. соч., вступ. ст. А. А. Смирнова, т. 1—19, Л., 1923—26; Лившиц Б., Французские лирики XIX—XX веков, Л., 1937; Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Кржевский Б. А., Статьи по зарубежной литературе, М. — Л., 1960; Луначарский А. В., Собр. соч. в 8 томах, т. 5, М., 1965, с. 205—10; Gourmont J. de, Henri de Régnier et son ceuvre, P., 1921; Buenzod E., Henry de Régnier, [Avignon, 1966]; Lowell A., H. de Régnier, в его кн.: Six french poets, Freeport, [1967], p. 149—209.

В. Е. Шор.

II

Ренье́ (Régnier)

Жан Луи (1771—1814, Париж), граф, французский генерал. В армии с 1792. В 1794—95 адъютант генерала Ш. Пишегрю, с 1796 начальник штаба Рейнской армии. Командовал дивизией во время Египетской экспедиции 1798—1801 (См. Египетская экспедиция 1798-1801) и в 1805—07 во время войн Франции с 3-й и 4-й коалициями в Италии. В 1808 военный министр Неаполитанского королевства, с 1809 командовал корпусом (в 1810—11 в Португалии и Испании). Во время похода Наполеона на Россию в 1812 командир 7-го (саксонского) корпуса, действовавшего на Волыни, а в кампании 1813 — в Германии. В ходе Лейпцигского сражения 1813 (См. Лейпцигское сражение 1813) саксонцы перешли на сторону союзников, а Р. был взят в плен. После обмена пленными уехал в Париж, где вскоре умер.

III

Ренье́ (Régnier)

Матюрен (21.12.1573, Шартр, — 22.10.1613, Руан), французский поэт. Продолжил традиции Ф. Рабле и К. Маро, вобрал опыт «Плеяды» (См. Плеяда) и уроки Ф. Малерба. В главном соч. — «Сатиры» (1608—13) — дана картина жизни французского общества на рубеже 16—17 вв. Бытовой элемент и точные социальные и психологические характеристики сочетаются у Р. с философскими и морально-этическими обобщениями. «Сатиры» оказали влияние на развитие этого жанра в литературе классицизма (Н. Буало, Ж. де Лафонтен) и отчасти на драматургию (Мольер).

Соч.: Œuvres completes, P., 1958; в рус. пер., в кн.: Поэты французского Возрождения, Л., 1938.

Лит.: Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала 17 в., М., 1967; Vianey J., М. Regnier, P., 1896.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РЕНЬЕ — РЕНЬЕ (Regnier) Анри Франсуа Жозеф де (1864-1936) — французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сб. "Как во сне", 1892, "Зеркало часов", 1910) сочетание декоративности с подлинной влюбленностью в земную красоту. Большой энциклопедический словарь