Постимпрессионизм

Постимпрессиони́зм

(от лат. post — после и Импрессионизм

условное собирательное обозначение основных направлений французкой живописи конца 19 — первых лет 20 вв. Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. (времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний — духовных и материальных. В П. нашли отражение кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, её сложный, переломный момент, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода П. характерно активное взаимовлияние направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений П. (Неоимпрессионизм, Символизм, французский вариант «Модерна» — «Наби») качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров — П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в.

Лит.: Ревалд Дж., Постимпрессионизм, [пер. с англ., Л.—М., 1962]; Прокофьев В. Н., Постимпрессионизм, [Альбом], М., 1973.

Постимпрессионизм

В. ван Гог. «Церковь в Овере». 1890. Музей импрессионизма. Париж.

Постимпрессионизм. Рис. 2

А. де Тулуз-Лотрек. «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж с сестрой и подругой». 1892. Собрание Д. Леви. Нью-Йорк.

Постимпрессионизм. Рис. 3

П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон.

Постимпрессионизм. Рис. 4

А. де Тулуз-Лотрек. «Цирк Фернандо». 1888. Институт искусств. Чикаго.

Постимпрессионизм. Рис. 5

П. Гоген. «Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом». 1888. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург.

Постимпрессионизм. Рис. 6

П. Гоген. «Nafea Foa Ipoipo» («Когда ты выйдешь замуж?»). 1892. Публичное художественное собрание. Базель.

Постимпрессионизм. Рис. 7

П. Сезанн. «Курильщик». 1896—1900. Эрмитаж. Ленинград.

Постимпрессионизм. Рис. 8

В. ван Гог. «Стул ван Гога». 1888—89. Галерея Тейт. Лондон.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. постимпрессионизм — Пост/импресси/он/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. постимпрессионизм — орф. постимпрессионизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. Постимпрессионизм — (от лат. post — после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX — начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. Художественная энциклопедия
  4. постимпрессионизм — ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ -а; м. Общее название художественных течений на рубеже 19 — 20 вв., характеризующихся повышенной условностью изображаемого и стремлением передать обобщённый и цельный образ мира (первоначально в живописи). ◁ Постимпрессионистский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  5. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат. post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи кон. 19 — нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Большой энциклопедический словарь
  6. Постимпрессионизм — ☼ обобщенное название периода худож. жизни гл. обр. во Франции, возникшего после импрессионизма (последняя выставка импрессионистов — 1886) на его основе и длившегося до появления кубизма, т.е. период 80-х гг. 19 в. — сер. пер. десятилетия 20 в. Словарь по культурологии