Оперетта

Опере́тта

(итал. operetta, франц. opérette, буквально — маленькая опера)

один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии О. обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в О. используются и типичные для оперы (См. Опера) жанры и виды вокальной и инструментальной музыки — Ария, Дуэт, Ансамбль, Хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля (См. Водевиль) и др. разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину «О.» первоначально придавалось иное значение. До середины 19 в. О. назывались небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники — комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий Зингшпиль.

Как самостоятельный жанр О. возникла в 50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. — английские, в 80-е гг. — американские. О. Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры («Орфей в аду», 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. создана в 70—90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й половине 19 в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произведения И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже 19 и 20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции — с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же т. н. новой венской О., в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале 20 в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О. — мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) О., но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20—30-е гг. в венской О. усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная О. в значительной степени деградировала идейно и художественно.

В 20-е гг. 20 в. в северо-американской О. (возникшей в конце 19 в.) утвердился новый вид музыкальных произведений — Мьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна.

Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской О. положено в середине 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьев-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. с массовой советской песней. Обращаются к О. и мастера советской симфонической и оперной музыки — В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые О., музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в О. композиторов национальных республик — А. С. Айвазян (Армянская ССР), А. П. Рябова (Украинская ССР), Р. С. Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Грузинская ССР), А. Я. Жилинского (Латвийская ССР), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эстонская ССР), Д. Х. Файзи (Татарская АССР) и др. В 40—50-е гг. стала успешно развиваться О. др. европейских социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.

Лит.: Янковский М., Оперетта, Л. — М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л. — М., 1962: Орелович А., Что такое оперетта, М. — Л., 1966; Schneidereit О., Operettenbuch, [5 Aufl.], В., 1958; Grun В., Kulturgeschichte der Operette. [2 Aufl.], B., 1967.

А. А. Орелович.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. оперетта — -ы, ж. Музыкальное комедийное произведение, сочетающее вокальную и инструментальную музыку с танцем и с текстом, часть которого поется, а часть произносится обычной речью. Оперетты Кальмана. Малый академический словарь
  2. оперетта — Опер/е́тт/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. оперетта — орф. оперетта, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. оперетта — ОПЕРЕТТА ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Словарь галлицизмов русского языка
  5. оперетта — см. >> зрелище, песнь Словарь синонимов Абрамова
  6. оперетта — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где operetta — суф. производное от opera (см. опера). Оперетта буквально — «маленькая опера». Этимологический словарь Шанского
  7. Оперетта — (итал. operetta, уменьшит. от opera; букв.- маленькая опера). 1) С 17 в. до сер. 19 в. небольшая опера. Смысл термина "О." с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. Музыкальная энциклопедия
  8. оперетта — ОПЕРЕТТА -ы; ж. [итал. operetta] 1. только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и текстом. История русской оперетты. Вы предпочитаете оперу или оперетту?... Толковый словарь Кузнецова
  9. оперетта — ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. | прил. Толковый словарь Ожегова
  10. оперетта — Оперетты, ж. [ит. operetta, букв. маленькая опера] (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. Большой словарь иностранных слов
  11. оперетта — ОПЕР’ЕТТА, оперетты, ·жен. (·итал. operetta, ·букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. Толковый словарь Ушакова
  12. Оперетта — Небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаны не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного, двух или трех актов, не более. Сюжет... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. оперетта — Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см. опера). Этимологический словарь Крылова
  14. ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. — маленькая опера) — музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Большой энциклопедический словарь
  15. Оперетта — (ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине ХIХ в. Словарь по культурологии
  16. оперетта — оперетта ж. 1. Музыкально-драматическое произведение (нередко комедийного характера) с элементами разговора и танцев. || Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене. Толковый словарь Ефремовой
  17. оперетта — опере́тта опере́тка. Заимств. из ит. ореrеttа, откуда и франц. орérеttе, нем. Ореrеttе (с начала XVIII в.. см. Шульц–Баслер 2, 252). Этимологический словарь Макса Фасмера