Мелодия

I

Мело́дия (от греч. melodía — пение, напев, песня, мелодия)

одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. — линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (например, в выражениях: «М. и сопровождение», «М. и бас»); смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно М. — «музыкальная мысль»).

М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами; мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.

М. — многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М. — мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель М. — нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: «вершина — источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:

Мелодия

Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста», ария Марфы.

Мелодия. Рис. 2

Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:

Мелодия. Рис. 3

Ты, река ль, моя реченька (свадебная).

Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:

Мелодия. Рис. 4

Коммунио. Тон III.

Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. М. мастеров древнерусского певческого искусства — ценное культурное достояние русского народа.

Мелодия. Рис. 5

Степенна знаменного распева. Глас 6.

Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.

Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной М.:

Мелодия. Рис. 6

С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.

Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, «Музыкальное образование», 1927, № 1/2, 3/4; Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931; Мазель Л., О мелодии, М., 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. — Zürich — L., 1956; Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.

Ю. Н. Холопов.

II

Мело́дия («Мело́дия»,)

всесоюзная фирма граммофонных пластинок министерства культуры СССР. Основана в 1964, осуществляет руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе «М.» (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для производства грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют исторические фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте; заводы в гг. Апрелевке Московской области (Апрелевский ордена Ленина завод — крупнейшее предприятие фирмы, основан в 1910, выпускает ежегодно около 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте; дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно «М.» выпускает до 1,2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам «Кругозор», «Колобок» и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190—200 млн. экземпляров и около 1 млн. компакт-кассет (1973). «М.» издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2—3 года) и ежеквартальные — новых записей. Грампластинки и записи «М.» экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи «М.» отмечены международными премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись.

В. И. Пахомов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мелодия — -и, ж. 1. Определенная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев. Первый голос высоким, нежным фальцетом выводит грустную мелодию. Куприн, Ночная смена. Малый академический словарь
  2. мелодия — Мело́ди/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. мелодия — орф. мелодия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. мелодия — МЕЛОДИЯ и, ж. mélodie f., пол. melodia <, гр. melodia пение, песнь. 1. Мелодичность, напевность, благозвучие. Мелодия речи. БАС-1. Какая прекрасная мелодия! Сказал я, и тотчас опустил переднее стекло, чтобы лучше слушать ее. Карамзин 6 35. Словарь галлицизмов русского языка
  5. мелодия — Помещение милиции Словарь воровского жаргона
  6. мелодия — см. >> напев Словарь синонимов Абрамова
  7. мелодия — Напев, благозвучие Ср. Что песня для мира? Красивые звуки, Мелодия стройных речей, Поддельные язвы, крикливые муки, Торг сердцем, торг мыслью своей!.. Надсон. 1882 г. Ср. Язвы прикрылись цветами, Мелодией скрыт диссонанс бесконечных мучений... Надсон. Фразеологический словарь Михельсона
  8. мелодия — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? мелодии, чему? мелодии, (вижу) что? мелодию, чем? мелодией, о чём? о мелодии; мн. что? мелодии, (нет) чего? мелодий, чему? мелодиям, (вижу) что? мелодии, чем? мелодиями, о чём? о мелодиях... Толковый словарь Дмитриева
  9. мелодия — Заимств. в начале XVIII в. из франц. яз., где melodie < ср.-лат. melōdia, восходящего к греч. melōdia, сложению melos «песня» и ōdē «песня». Этимологический словарь Шанского
  10. мелодия — Беззаботная, бесстрастная, благозвучная, бойкая, бравая, бравурная, быстрая, вдохновенная, великолепная, величавая, величественная, веселая, возбуждающая, волнующая, волшебная, выразительная, гармоничная, гордая, грустная, дивная, душераздирающая... Словарь эпитетов русского языка
  11. Мелодия — (греч. melodia, от melos — напев, песня и odn — песня, пение) — одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса гармонич. Музыкальная энциклопедия
  12. мелодия — • Ажурная. (Абельдяев). • Затейливая (Белый). • Заунывная (Альбов). • Звучная (Бальмонт). • Кружевная (Абельдяев). • Крылатая (Пожарова). • Лучистая (Бальмонт). • Нежная (Чудов). • Скорбная (Гордин). • Сладкая (А. Каменский). • Стройная (Надсон). Словарь литературных эпитетов
  13. мелодия — МЕЛОДИЯ -и; ж. [от греч. melos — напев, песня] 1. Определённая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев. М. романса. М. вальса. Грустная м. Запомнить мелодию песни. 2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. М. стиха. М. голоса. ◁ Мелодический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  14. мелодия — МЕЛОДИЯ, и, ж. Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. | прил. мелодический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  15. мелодия — Мелодии, ж. [греч. melodia] (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи. Большой словарь иностранных слов
  16. мелодия — МЕЛ’ОДИЯ, мелодии, ·жен. (·греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи. Толковый словарь Ушакова
  17. мелодия — мелодия ж. 1. Благозвучная последовательность звуков, образующая определённое музыкальное единство; напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Толковый словарь Ефремовой
  18. мелодия — мело́дия Заимств., возм., через польск. melodja или непосредственно из ит., лат. melōdia от греч. μελωδία "способ пения": μέλος "песня", ᾠδή "пение". Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. МЕЛОДИЯ — "МЕЛОДИЯ" — фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает и распространяет преимущественно классическую музыку, компакт-диски, кассеты, грампластинки. МЕЛОДИЯ (от греч. Большой энциклопедический словарь
  20. мелодия — МЕЛОДИЯ ж. франц. погудка, устав, уставка, напев, голос, песня; основные, последовательные звуки музыкального сочинения, напев в один голос, последовательная согласность звуков (гармония, созвучье, совместная согласность). Старая погудка на новый лад. Толковый словарь Даля
  21. Мелодия — (от греч. melos — пение, mélodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона