Ван Чун

(27—104)

китайский философ-материалист и атеист, автор книги «Критические рассуждения» («Лунь хэн»). Всё сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции — «первичного эфира» (юань ци), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. В. Ч. вёл борьбу против теологического миропонимания, развивал положения Сюнь-Цзы и древних даосов о том, что путь (Дао) неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью; отвергал существование небесного владыки и духов вообще. В социально-этической сфере В. Ч. стоял на позициях Фатализма, связывая положение человека в обществе — богатых и бедных, знатных и простолюдинов — с густотой эфира, передаваемого человеку при рождении.

Лит.: Петров А. А., Ван Чун — древнекитайский материалист и просветитель, М., 1954; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 248—312; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1953, p. 150—67.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВАН ЧУН — ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; современная провинция Чжэцзян) – около 97–107] – китайский философ-энциклопедист... Новая философская энциклопедия
  2. Ван Чун — Ван Чун (27 — около 104), китайский философ. Основное сочинение — «Взвешивание рассуждений» («Лунь хэн») объединяет идеи конфуцианства и даосизма; содержит теорию трёх типов человеческой природы: доброй, злой, совмещающей добро и зло. Большая биографическая энциклопедия
  3. ВАН ЧУН — ВАН ЧУН (27 — ок. 104) — китайский философ. Основное сочинение "Взвешивание рассуждений" ("Лунь хэн") объединяет идеи конфуцианства и даосизма, проникнуто рационализмом и критикой религиозных предрассудков, содержит теорию трех типов человеческой природы: доброй, злой, совмещающей добро и зло. Большой энциклопедический словарь
  4. ВАН ЧУН — ВАН ЧУН(27-около 98) — древнекитайский мыслитель, автор ряда философских трактатов. Сохранилась только книга «Взвешивание рассуждений» (»Луньхэн»), переведенная в Англии в 1907-1911. Б.Ч. скептически относился к учению конфуцианцев. Новейший философский словарь