Фальцет

(falset, falsetto — ит., fausset — фр., Fistel — нем.) — в пении так называются верхние головные ноты (о способе добывания их см. ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их. Этот звук, называемый также фистулой, представляет особенность преимущественно мужских голосов. Звуки Ф. мягки, но далеко не так полны и сильны, как звуки грудного или смешанного регистров. Хотя слово Ф. и происходит от итальянского falso — фальшивый, фальсифицированный, — но звуки Ф. не следует считать фальшивыми в смысле чистоты интонации: Ф. является только фальсификацией натурального голоса, который не может идти так высоко, как идет Ф. Фальцет применяется не только певцами-специалистами, но и в народном пении, напр. у татар или тирольцев (у последних iodeln обозначает пения Ф.). Фальцетом в старинной контрапунктической хоровой музыке назывался также голос (альт), исполнявший контрапунктирующую мелодию выше тенора, которому поручалась главная мелодия (cantus firmus).

H. С.

Фальцет — голосовой звук, высокий и особого тембра, образование которого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу. При последнем, отличающемся своей полнотой, голосовая щель бывает очень узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов, придающих звуку грудной характер; при Ф. же голосовая щель широко раскрыта вследствие расхождения голосовых связок, и потому для развития фальцетных нот требуется более сильное дуновение и, следовательно, большее выдыхательное усилие. К тому же при широко расставленных связках и широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в меньшей степени могут служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего Ф. лишен всякого грудного оттенка. Но Вашер указывает, что гортанная щель суживается одинаково как при грудных звуках, так и Ф., и что вся разница только в том, что в первом случае голосовые связки вибрируют на всем своем протяжении, тогда как во втором — только в своих передних частях. Таким образом, при Ф. происходит задержка колебаний известной части голосовых связок, вследствие чего колеблется более короткая струна, дающая, естественно, и более высокий звук. По мнению же знаменитого Иоганнеса Мюллера, при нотах Ф. колеблются только края голосовых связок, тогда как при грудных последние колеблются всей своей массой. При всем разнообразии толкований несомненно только одно: что переход грудного голоса в Ф. совершается путем мышечного маневра, но, в чем он состоит в сущности, представляется еще не выясненным.

И. Т.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фальцет — (итал. falsetto, от falso – ложный) один из регистров певческого голоса (главным образом мужского), в котором используется лишь головной резонатор изолированно от грудного. При Ф. края голосовых связок становятся тоньше, между ними образуется щель. Большая советская энциклопедия
  2. фальцет — -а, м. Очень высокий звук певческого голоса, требующий особого исполнительского приема, а также такая манера пения. Рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Малый академический словарь
  3. Фальцет — (итал. falsetto, от falso — ложный) — самый верхний регистр мужского певч. голоса, выходящий за пределы его нормального объёма и характеризующийся пониженной силой звуков... Музыкальная энциклопедия
  4. фальцет — орф. фальцет, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. фальцет — Фальце́т/. Морфемно-орфографический словарь
  6. фальцет — Немецкое – Falsett. Итальянское – falsetto (фальшивый голос). Латинское – falsus (ложный). Слово «фальцет» пришло в русский язык в XVIII... Этимологический словарь Семёнова
  7. фальцет — Фистула (головной голос) Ср. "Фальцет " — фальцетом (тонким голосом) говорящий или поющий, заменяя им грудной. Ср. Два голоса... то сливались в одну густую ноту, сочную как звук большой медной трубы, то возвышаясь до фальцета... М. Горький. На плотах. Фразеологический словарь Михельсона
  8. фальцет — Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Falsett < итал. falsetto «фальцет» < «фальшивый голос» (от falso «фальшивый, ложный»). См. фальшивый. Этимологический словарь Шанского
  9. фальцет — ФАЛЬЦЕТ, а, м. В пении: очень высокий звук голоса (обычно мужского), а также вообще очень тонкий, высокий (обычно мужской) голос. | прил. фальцетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. фальцет — ФАЛЬЦ’ЕТ и (·устар.) фальсет, фальцета, ·муж. (·итал. falsetto, ·букв. нечто фальшивое). Очень тонкие, сдавленные звуки женоподобного тембра, которые можно извлечь мужским голосом; способ извлечения таких звуков и соответствующая манера пения. Толковый словарь Ушакова
  11. фальцет — ФАЛЬЦЕТ -а; м. [итал. falsetto] Очень высокий звук певческого голоса (обычно мужского); вообще очень тонкий, высокий (обычно мужской) голос; фистула. Петь, говорить фальцетом. Тонкий, резкий ф. Срываться... Толковый словарь Кузнецова
  12. фальцет — См. фальшь Толковый словарь Даля
  13. фальцет — Фальцета, м. [ит. falsetto, букв. нечто фальшивое]. Очень тонкие, сдавленные звуки женоподобного тембра, к-рые можно извлечь мужским голосом; способ извлечения таких звуков и соответствующая манера пения. Большой словарь иностранных слов
  14. ФАЛЬЦЕТ — ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso — ложный) (фистула) — самый верхний регистр мужского певческого голоса; используется лишь головной резонатор. Звучит несильно, мягко, беден обертонами. Большой энциклопедический словарь
  15. фальцет — фальцет м. 1. Один из регистров певческого голоса. 2. Очень высокий звук (обычно мужского, реже — женского) голоса своеобразного тембра, требующий особого исполнительского приёма при пении; фистула I 3. Способ извлечения такого звука и соответствующая манера пения. Толковый словарь Ефремовой
  16. фальцет — фальце́т фальсе́т, стар. Через нем. Falsett или непосредственно из ит. falsetto, буквально "фальшивый голос": falso (Клюге-Гётце 145). Этимологический словарь Макса Фасмера