Ракшасы

(санскр. Râkshasas, от raksh = проклинать, бранить или от raksh = защищать) — в индийской мифологии злые демоны, упоминаемые уже в ведах, где они называются также яту, или ятудхана. Принимают всевозможные формы (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.), чтобы обмануть и нанести вред. Особенно их надо остерегаться женщинам во время беременности и родов, чтобы они не завладели ребенком. В Атхарваведе Р. изображаются большей частью имеющими человческий образ, но иногда и чудовищами; цвет их черный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко назыв. Р.), иногда синий, желтый или зеленый. Они едят человечье и лошадиное мясо, выпивают коровье молоко и стараются попасть внутрь человека, когда он ест или пьет. Попав в него, они начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь. Они же — причина сумасшествия. Вечером Р. пугают людей, при чем пляшут вокруг их жилищ, крича по-обезьяньему, шумя и громко смеясь, а ночью летают, приняв образ птиц. Главная их власть и сила — ночью или вечером; их прогоняет восходящее солнце. Особенные старания обнаруживают Р., когда хотят помешать жертвоприношению; против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего Р. В позднейшей индийской мифологии Р. в общем продолжают служить олицетворением мрачных и зловредных сил природы. Не все Р. одинаково злы, так что их можно разделить на три класса: 1) безобидные существа вроде Якша (см.), 2) гиганты, или титаны, враги богов и 3) Р. в обычном значении этого слова: демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и вообще причиняют человеку всякого рода вред. Главой этих последних Р. был Равана (см.), вместе с которым они являются потомками Пуластьи (см.). По другим источникам, ракшасы произошли из ноги Брахмы. Вишну-пурана производит их от мудреца Кашьяпы (см.) и жены его Кхасы, дочери Дакши. В Рамаяне рассказывается, что Брахма, создав воды, создал также и особые существа, Р., для их охранения (raksh = защищать, охранять). В этом же эпосе дается описание уродливого вида Р., какими они представились союзнику Рамы, Гануману, когда он проник в город Ланку в образе кошки. Р. носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.

С. Б—ч.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. РАКШАСЫ — (др.-инд. raksas или râksasa, «тот, кто охраняет» или «тот, от кого хоронятся») в древнеиндийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, Р. выступают главным образом врагами людей. Мифологическая энциклопедия
  2. РАКШАСЫ — Один из трех осн. классов демонов (см. АСУРА 1 и ПИШАЧИ). Упоминаются уже в "Ригведе" как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонич. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. ракшасы — (Санскр.) Букв., "едоки сырого", а в народном суеверии - злые духи, демоны. Однако, эзотерически, они суть гибборим (великаны) Библии, Четвертая Раса или Атланты. (См. "Тайная Доктрина", II, 209.) Теософский словарь
  4. РАКШАСЫ — РАКШАСЫ — в ведийской и индуистской мифологии злые демоны; их представляли в виде огромных чудовищ с многими головами, рогами, клыками и т. п. Царем ракшасов был Равана. Большой энциклопедический словарь