Прогресс

Так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается: таков смысл известного классического сказания о смене веков золотого, серебряного, медного и железного. Ранее всего пришли к мысли, что человечество идет вперед в умственном отношении, приобретая новые знания и вместе с ними власть над природой. Такой взгляд высказывали уже многие греческие и римские писатели, иногда при этом выражавшие убеждение, что главные успехи человеческого ума еще впереди. Вообще умственный прогресс наименее подвергался сомнению. В классическом мире господствовало убеждение, что в нравственном отношении человечество, наоборот, только портится. Наконец, в области политической, по представлению античных писателей, совершается постоянный круговорот. У евреев вера в пришествие Мессии была связана с ожиданием лучшего будущего, но впервые о нравственном прогрессе человечества определенно заговорили христианские писатели первых веков нашей эры; новая религия появилась как нравственное обновление человечества. С особенной силой новый взгляд на нравственное совершенствование человечества проявился в некоторых сектах, которые ожидали наступления тысячелетнего царства Иисуса Христа (см. Хилиазм); например, монтанисты, как можно сказать, с Лактанцием, перенесли золотой век язычников из прошедшего в будущее. Классическую идею П. умственного с христианской идеей П. нравственного соединил впервые в своей историко-философской теории блаженный Августин. В средние века идея умственного и нравственного П. встречается время от времени у разных писателей, но, в сущности, они повторяют только то, что было сказано раньше их. Между прочим, в проповеди Вечного Евангелия (секта XIII в.) видную роль играет идея о смене царств трех лиц Св. Троицы, которым соответствуют три постепенно совершенствующиеся откровения: Ветхий Завет, Новый Завет и Вечное Евангелие. Идея прогресса зародилась, таким образом, на почве объективных наблюдений над успехами человеческого ума и на почве субъективных чаяний сердца. Эпоха Возрождения и Реформация не прибавили ничего нового к прежней постановке вопроса; в иных случаях замечается даже поворот к античному представлению. В Италии с XVI по XVIII в., от Макиавелли до Вико, с особой силой возродилась идея исторического круговорота. Во Франции Попелиньер и Боден в XVI в. полемизировали с теми, которые верили в существование золотого века. Еще в XVIII в. Руссо возобновил в своем учении античное представление о том, что человек в умственном отношении прогрессирует, в нравственном же регрессирует. С оживлением умственной деятельности, особенно в XVII в., когда на Западе зародилась самостоятельная философия и наука, мысль об умственном прогрессе сделалась весьма популярной: она встречается у обоих основателей новой философии, Бэкона и Декарта. Во Франции в XVII в. велась литературная полемика, известная под названием "спора древних с новыми", в которой преклонению перед древностью была противопоставлена мысль о совершившемся с тех пор прогрессе. Впервые, однако, лишь в середине XVIII в. появилась мысль о всеобъемлющем прогрессе. Ее не было еще ни у Вольтера ("le monde ira toujours comme il va"), ни в "Энциклопедии". Первый, кто провозгласил, что человечество прогрессирует в умственном, нравственном и общественном отношениях, был Тюрго, который в 1750 г. посвятил идее П. две речи (о выгодах, доставленных человеческому роду введением христианства, и об успехах человеческого ума). После него на точку зрения П. становится целый ряд писателей. Из них во второй половине XVIII в. особенно выдаются Кондорсе, Гиббон, Пристлей, Изелин, Лессинг, Гердер, Кант, Пёлитц и др. Вообще, во второй половине XVIII в. впервые рядом с прогрессом умственным и нравственным был признан и прогресс общественный. О нем весьма определенно говорит уже Тюрго, но только Кант впервые дает ему совершенно самостоятельное значение, заявляя, что на всемирную историю можно смотреть как на постепенное выполнение сокровенного плана природы создать совершенное государственное устройство. После французской революции писатели реакционного лагеря объявили, что идея П. ложна в самой своей основе; зато она была весьма популярна у писателей прогрессивных направлений. Ею тотчас же овладела историческая наука, которая стала рассматривать жизнь общества, как прогрессивное движение. Наиболее видным представителем этой идеи в истории был Гизо. Философия истории, преимущественно в школе Гегеля, превратилась в своего рода теорию прогресса. Эта идея вдохновляла и многих поэтов (Беранже, В. Гюго, Гейне и др.); она была тесно связана с утопическим социализмом С.-Симона и Фурье. Мало того: появилось несколько различных пониманий П., которые уже в 20—40-х годах вызывали полемику. В новый фазис вопрос о П. перешел с возникновением социологии (см.), или положительной науки об обществе, которая должна была дать вопросу о П. чисто научную постановку, без всяких теологических и метафизических предположений. Впервые за это дело взялся Конт, который, однако, стал советовать заменить понятие П. (или совершенствования) понятием эволюции (или развития), т. е. понятия субъективного — чисто объективным (см. Субъективизм в общественных науках и Эволюция). На ту же точку зрения несколько позднее стал и Спенсер. Эволюционная точка зрения лишила идею П. мистического и романтического характера, с каким она выступала в литературе второй половины XVIII и первой половины XIX века; в то же время она дала учению о прогрессе научную опору. В последнем отношении большое значение получил дарвинизм как учение о своего рода "прогрессе в мире животных и растений". До Дарвина П. человечества понимался исключительно в смысле совершенствования идей и учреждений, а с появлением теории великого английского натуралиста была признана и чисто органическая эволюция человечества, сопровождающаяся совершенствованием самой природы человека. Вторая половина XIX в. — эпоха разнообразных попыток построения теории П. (или, что то же, культурной и социальной эволюции). Наиболее научные из них примыкают более или менее к идеям Конта, Дарвина, Спенсера и Маркса, причем авторы этих теорий или держатся больше взглядов одного из этих писателей, или стараются их комбинировать между собой. Конт, подобно своим предшественникам, выдвигает на первый план умственный П. (его теория о трех фазисах естественной эволюции миросозерцаний); на этой же точке зрения стоит Бокль, отрицающий всякий нравственный П. Дарвинисты объясняют исторический П. исключительно по аналогии с эволюцией органических форм, а Спенсер — по аналогии с развитием отдельного индивидуума. С точки зрения Спенсера П. (т. е. социальная эволюция) есть только частный случай эволюции вообще, совершающейся по известному общему закону (см. Спенсер и Эволюция). От Маркса ведет свое начало так называемый экономический материализм (см.), объясняющий исторический П. из эволюции отношений производства материальных благ. В настоящее время нет ни одной теории П., которая могла бы считаться общепризнанной. Относящаяся сюда литература весьма обширна. По истории развития идеи П. см. Н. Кареев, "Идея прогресса в ее историческом развитии" ("Историко-философские и социологические этюды", 1895), где указаны и другие сочинения, посвященные истории идеи П. Новейшие труды: Blackmar, "The story of human progress" (1897); Crozier, "Civilisation and progress" (1885); Doherty, "Philosophie of history and social evolution" (1874); Federici, "Le legge di progresso" (1882); Ferron, "Théorie du progrès" (1867); De Greef, "Le transformisme social" (1895, перев. по-русски); Kidd, "Social evolution" (1895, перев. по-русски); Spencer — "Progress, its law and causes", "First principles", "The principles of sociology"; Арнольди, "Задачи понимания истории"; Н. Кареев — "Основные вопросы философии", "Историко-философские социологические этюды", "Введение в изучение социологии"; Миртов (Лавров), "Опыт истории мысли", "Цивилизация и дикие племена", "Формула прогресса г. Михайловского", "До человека", "Научные основы истории цивилизации" и др.; Н. Михайловский, "Что такое прогресс?", "Борьба за индивидуальность", "Орган, неделимое, общество", "Что такое счастье?" и др. Более подробный указатель — в книге Н. Кареева "Введение в изучение социологии". Ср. Социология, Философия истории, Субъективизм в общественных науках, Эволюция.

Н. К.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. прогресс — орф. прогресс, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Прогресс — I Прогре́сс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Большая советская энциклопедия
  3. прогресс — -а, м. Направление развития от низшего к высшему, движение вперед, совершенствование; противоп. регресс. Демократическая республика и всеобщее избирательное право по сравнению с крепостническим строем были громадным прогрессом ---. Ленин, О государстве. Малый академический словарь
  4. ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС (от лат. progresses — движение вперед, успех) — англ.progress; нем. Fortschritt. 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым. Социологический словарь
  5. ПРОГРЕСС — Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Советская историческая энциклопедия
  6. ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Идея прогресса вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение (см. Новая философская энциклопедия
  7. прогресс — Про/гре́сс/ [ср.: ре/гре́сс/]. Морфемно-орфографический словарь
  8. прогресс — ПРОГРЕСС а, м. progrès m., progresser <, лат. progressus. Переход на более высокую ступень развития; закономерное движение вперед. Общественный прогресс. Прогресс науки. Прогресс в технике. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. прогресс — • большой ~ • всесторонний ~ • значительный ~ • невиданный ~ • огромный ~ • ошеломляющий ~ Словарь русской идиоматики
  10. Прогресс — Прогресс.  В некоторых семантических группах отдельные, наиболее семантически весомые слова выступают в качестве семантических центров, вокруг которых группируются целые ряды слов и понятий. Историко-этимологический словарь
  11. прогресс — см. >> образование, улучшение Словарь синонимов Абрамова
  12. прогресс — (иноск.) — успех; нравственное и умственное движение вперед — просвещенье Прогрессивный (иноск.) — постоянно в известной степени возрастающий (намек на мат. прогрессию) Ср. Подождите. Фразеологический словарь Михельсона
  13. прогресс — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? прогресса, чему? прогрессу, (вижу) что? прогресс, чем? прогрессом, о чём? о прогрессе; мн. что? прогрессы, (нет) чего? прогрессов, чему? прогрессам, (вижу) что? прогрессы, чем? прогрессами, о чём? о прогрессах... Толковый словарь Дмитриева
  14. прогресс — Заимств. в XIX в. из нем. яз., где оно — из лат. progressus, производного от progredi «идти вперед». Прогресс буквально — «движение вперед». См. градация. Этимологический словарь Шанского
  15. прогресс — (от лат. progressus — движение вперёд) в живой природе, совершенствование и усложнение организмов в процессе эволюции. В связи с использованием термина «П.» в биологии в разных значениях А. Н. Северцов (1925) предложил различать биологический... Биологический энциклопедический словарь
  16. прогресс — ПЕРЕДОВОЙ — ОТСТАЛЫЙ Передовой — отстающий (см.) Передовая техника — отсталая техника. ○ Вспоминались горячие споры, толки и крики у Губарева, у других, высоко- и низкопоставленных, передовых и отсталых, старых и молодых людей. Тургенев. Дым. Словарь антонимов русского языка
  17. прогресс — ПРОГРЕСС, а, м. Поступательное движение, улучшение в процессе развития; противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса. Толковый словарь Ожегова
  18. прогресс — ПРОГР’ЕСС, прогресса, ·муж. (·лат. progressus — продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (·книж. ). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса. Толковый словарь Ушакова
  19. прогресс — ПРОГРЕСС -а; м. [от лат. progressus — продвижение; успех] 1. Поступательное движение, совершенствование в процессе развития (противоп.: регресс). Технический п. П. науки. Идти по пути прогресса. 2. Разг. Улучшение в чём-л. Наблюдать, замечать п. в экономике. ◁ Прогрессивный (см.). Толковый словарь Кузнецова
  20. прогресс — Заимствование из немецкого, в котором восходит к латинскому progressus, производному от progredi – "идти вперед". Этимологический словарь Крылова
  21. прогресс — ПРОГРЕСС м. лат. умственное и нравственное движенье вперед; сила образованья, просвещенья; более в знач. политическом, свобода; взгляд и понятия или притязанья на полную свободу. Прогрессист, прогрессистка, кто держится этого убежденья, идет со временем, веком, враг застоя, косности. Толковый словарь Даля
  22. прогресс — Прогресса, м. [лат. progressus – продвижение вперед]. Движение вперед, совершенствование в процессе развития (книжн.). Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего-н. в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс. Большой словарь иностранных слов
  23. ПРОГРЕСС — "ПРОГРЕСС" — автоматические транспортные космические аппараты снабжения, созданы в СССР на базе космического корабля "Союз", первый запуск в 1978. Большой энциклопедический словарь
  24. Прогресс — (в культуре) ☼ процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного... Словарь по культурологии
  25. прогресс — прогре́сс род. п. -а, начиная с Петра I; см. Смирнов 244. Через польск. рrоgrеs или нем. Progress (с 1600 г.; см. Шульц–Баслер 2, 676) от лат. progressus "успех" (Христиани 23). Этимологический словарь Макса Фасмера
  26. прогресс — прогресс м. 1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития. || противоп. регресс 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чём-либо. Толковый словарь Ефремовой
  27. ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. Новейший философский словарь