Мойры

(Μοϊραι) — греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением Διός αισα часто встречается выражение μοϊρα θεων. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — Κλωτώ, Λάχεσις, Ατροπος; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются Μοϊραι κραταιαί (собств. Μοϊρα κραταιή) или Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. — сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, М. — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его θέμιστες, т. е. законах, называется, поэтому Μοιραγέτης — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе François в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды М. помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. — прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305). Буквально слово Μοϊρα означает доля, У римлян Мойрам соответствовали Парки.

Н. О.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОЙРЫ — (Μοίραι, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) в греческой мифологии богини судьбы. Мифологическая энциклопедия
  2. Мойры — В древнегреческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы, следящие за ходом человеческой жизни: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет жизненные жребии, Атропос в назначенный час неотвратимо обрезает нить. В римской мифологии М. соответствуют Парки. Большая советская энциклопедия
  3. мойры — орф. мойры, мойр, ед. мойра, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. мойры — [гр.] – 1) в древнегреческой мифологии – три богини судьбы, три сестры: Клото, Лахезис и Атропос; в древнеримской мифологии – Парки; 2) * мойра – судьба. Большой словарь иностранных слов
  5. МОЙРЫ — МОЙРЫ — в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки. Большой энциклопедический словарь
  6. мойры — Мойры мн. Три дочери Зевса и Фемиды — богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час перерезает нить жизни (в древнегреческой мифологии). Толковый словарь Ефремовой