Варух

Ученик и сотрудник пророка Иеремии. Деятельность его относится ко времени, предшествовавшему плену Вавилонскому, следовательно, к началу VII и к концу VI века до Р. Хр. (около 610—588 гг. и позже). Чтобы пробудить дремлющую совесть народа, Иеремия велел В. записать свои пророчества на особый свиток и громко читать их при входе в храм, где постоянно толпился народ. Чтение это совпало с пронесшимся слухом о приближении Навуходоносора. Устрашенный народ наполнил воздух воплями и молитвами. Тревога распространилась по всему городу. В. потребован был во дворец, где его заставили прочитать пророчество перед самим царем Иоакимом. Услышав предсказание о гибели своего царства, царь в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам изрезал его в куски и бросил в печь. В. и Иеремия должны были спасаться бегством. О последующей судьбе В. определенного ничего не известно. Вместе с Иеремией он переселился в Египет (Иер. XLIII, 6), где, вероятно, и умер; но перед тем он побывал в Вавилоне, откуда и писал еще до окончательного разрушения Иерусалима послание к иудеям, доживавшим последние дни своего царства при царе Седекии. Это послание известно под названием "Книги пророка Варуха". Книга эта принадлежит к числу неканонических. Еврейского ее подлинника не сохранилось, и в русской Библии она переведена с греческого. Вследствие этого многие отрицают ее подлинность и приписывают составление ее какому-нибудь позднейшему эллинисту. В книге рассказывается, как находившиеся в Вавилоне иудеи произвели между собою сбор серебра и отправили его в Иерусалим с просьбой помолиться и принести жертву за Навуходоносора, в надежде, что Бог внушит ему за это милостиво относиться к пленникам. Затем делается обзор печальной судьбы Израиля и причина этому указывается в забвении закона Божия, и в заключение преподается утешение народу обетованием ему славной будущности. Язык книги по местам отличается замечательною силою и выразительностью, так что Лафонтен, впервые прочитав ее, восторженно отзывался о ней, говоря всем своим знакомым: "Читали ли вы Варуха? Это великий гений". Книга состоит из пяти глав и в русской Библии помещается вслед за книгой пророка Иеремии.

А. Лопухин.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Варух — Варух (евр. Барух, «благословенный»): 1) сын Нирии, друг и писец пр. Иеремии. Его брат Сераия был главным постельничим царя Седекии (Иер 51:59). В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р. Х.)... Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Варух — (благословенный; Иер 36:10, 32:12, Варух 1:1) — пророк, один из сынов Нирии, из колена Иудина, по Флавию, из знаменитой фамилии. Он находился в тесной дружбе с пророком Иеремиею, который... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Варух — В’арух (благословенный) — а) (Неем.3:20) — сын (потомок) Забвая, чинивший стену Иерусалима на двух участках (имеется в виду род, семья); б) (Неем.10:6) — ·аналог. Азария,ф (·возм., ·предыд.); в) (Неем.11:5) ·аналог. Адаия,ж; г) (Иер.32:12 ,13,16; Иер. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Варух — А, муж. Стар. редк. Отч.: Варухович, Варуховна. Происхождение: (Др.-евр. имя Baruk — благословенный.) Именины: 11 окт., 3 нояб. Словарь личных имен