Иоанн Максимович

Иоанн Максимович

— митрополит тобольский, род. в г. Нежине в декабре 1651 г., умер 10 июня 1715 г. Окончив курс в Киевской духовной академии, он был в ней же преподавателем латинского языка, затем постригся в монахи и был сделан экономом Киево-Печерской лавры. В 1679 г. он ездил в Москву к царю Феодору Алексеевичу просить помощи против турок, подготовлявших нападение на Украину, и обратил на себя внимание своим умом и даром слова. В 1685—1690 гг. он был проповедником в Киево-Печерской лавре; из слов его известны в печати (книге: "Зерцало от писания Божественного", 1705 г.) слова "О страшном суде", "На Рождество Иоанна предтечи" "На преставление св. Иоанна Златоуста"; остальные сохраняются в Лавре в рукописи. 14 января 1697 г., по единогласному желанию духовенства и мирян, посвящен в сан епископа черниговского. В Чернигове он в 1700 г. устроил "коллегиум" — первую по времени в России семинарию. В 1712 г. он был назначен митрополитом тобольским и сибирским; он был в то время единственным архиереем в Сибири: викарий его жил в Москве. Иоанн очень деятельно управлял своею обширною епархиею, успешно обращал инородцев в христианство, большое внимание посвящал устройству школ и преподаванию в них; В 1714 г. он содействовал открытию в Пекине духовной русской миссии. Сибирские жители чтут память его, как память святого и рассказывают о чудесах, совершающихся у его могилы. Кроме вышесказанных его слов напечатаны еще следующие его произведения: 1) "Алфавит собранный, рифмами сложенный, от св. писаний и от древних речений"; 2) "Богородице Дево", или толкование на приветствие архангельское Божией Матери; 3) "Феатрон нравоучительный"; 4) "Богословие на пользу правоверных"; 5) "Царский путь креста Господня, вводящий в живот вечный"; 6) "Илиотропион, сообразование воли человеческой с божественной показующий"; 7) "Отче наш", или толкование на молитву Господню. 8) "Осмь блаженств евангельских" и другие (1705—1709 гг.). Большинство из них представляют перевод или переделку с латинского; в тех частях, где автор оригинален, он является горячим сторонником и панегиристом Петровской реформы. Среди современников его многие, в этом числе даже св. Дмитрий ростовский и кн. А. Кантемир, относились к его произведениям отрицательно; сочинения его "Богословие" и "О блаженствах" были даже, указом 3 октября 1720 г., запрещены, как заключающие много неправославных мнений.

Пекарский, "Наука и литер. при Петре В.", II, 115, 118, Сулоцкий, "Жизнь Иоанна Максимовича"; Филарет, "Обзор рус. дух. литер."; его же "Ист.-стат. описание черниг. епархии", 56—62; "Временник Моск. общ. ист. и древ.", X; "Странник", 1864, I, 5—37; "Жур. Мин. Нар. Просв.", 1850, № 10; Шляпкин, "Св. Димитрий ростовский", 283 и др.; "Тобольские епар. вед.",1888, №№ 18—20; "Тобольские губ. вед.", 1857, № 20.

{Половцов}

Иоанн Максимович

— митрополит тобольский (1651—1715). Уроженец города Нежина, сын шляхтича, воспитанник Киевской акад., И. был преподавателем в Киевской акад. В 1679 г. ездил в Москву с просьбой о помощи по поводу разорения заднепровской Малороссии турками. После нескольких лет настоятельства в разных м-рях Г., в 1695 г., посвящен, по представлению гетмана Мазепы, во епископы, а вскоре пожалован и в архиепископы черниговские. В 1711 г. Петр В. назначил его на тобольскую кафедру митрополитом всей Сибири. Здесь он заботился о распространении христианства, посылая миссии к остякам, вогуличам и другим инородцам, и об устройстве славяно-латинской школы, основанной еще митроп. Филофеем Лещинским, в 1703 г. Соч. И.: "Феатр нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов" (1703); "Алфавит, сложенный от писаний" (1705) — краткие жизнеописания святых и пустынников, написанные силлабическими стихами; "Вирши и три проповеди" (1705); "Богородице Дево радуйся" — толкование на богородичную молитву, в стихах (1707); "Богомыслие на пользу правоверным" — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности (1711); "Осмь блаженства евангельские" — толкование в стихах (1709), и др.

См. "Жизнь Иоанна М." (М., 1849), "Журн. Мин. Нар. Пр." (1850 г., ч. 68) и "Странник" (1870 г., 11).

{Брокгауз}

Иоанн Максимович

— переводчик и лексикограф. Окончив курс Киевской акад., был писарем нежинского полка. Несколько причастный к измене Мазепы, он после Полтавской битвы бежал из Украины и только в 1713 г. ему разрешено было поселиться в Москве, где он, благодаря Стефану Яворскому, сделался переводчиком при Московской типографии. В 1726 г. опять вспомнили о его участии в замысле Мазепы, и он был отрешен от должности. Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1726 г. И. посвятил императрице Екатерине составленный им лексикон латино-русский, предназначенный для школьного употребления (рукоп. Имп. публичной библ.). При составлении его И. Максимович пользовался латино-польским словарем Кнаппа и словарем Епифания Славинецкого. Другой труд И. ("Описание типографской библиотеки") остался незаконченным.

А. Ло.

{Брокгауз}

Иоанн Максимович

(Иван Максимович) — святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири.

(† 1715; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых).

Родился в декабре 1651 года в городе Нежине. Происходил из знатного дворянского рода от благочестивых и преданных Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане.

Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для обучения в Киево-Могилянскую коллегию (в 1701 году преобразована в Киевскую духовную академию), где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитал в себе горячую любовь к Церкви и родине.

В 1668 году он закончил коллегию и как наиболее способный и умный питомец был оставлен при ней наставником и преподавателем латинского языка. Иоанн находился в этом звании около восьми лет (с 1668 по 1676 годы) и, несмотря на пользу своей деятельности, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества.

Священноархимандрит лавры Иннокентий (Гизель, † 1684) принял его под свое духовное попечение и в 1680 году приобщил к сонму иноков. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович, † 1693) посвятил его в сан иеромонаха.

Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала иеромонаха Иоанна на ответственную должность эконома Киево-Печерской лавры.

В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков.

Архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий, † 1696) незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 году назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем с возведением его в сан архимандрита.

10 января 1697 года после кончины святителя Феодосия архимандрит Иоанн был хиротонисан в Москве патриархом Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвященный Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой пример, достойный подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое скудное достояние. Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиепископ Иоанн находился с ним в духовной близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиепископа Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиепископа Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился в молитве за помощью к своему предшественнику архиепископу Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвященному Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после чудесного явления Иоанн, к удивлению всех окружавших его, встал с одра болезни и смог служить Божественную литургию.

Будучи сам замечательным для своего времени богословом и писателем, архиепископ Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум, по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям Русской Церкви духовные семинарии.

В начале 1711 года (11 марта) архиепископ Иоанн был возведен в Москве в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет, и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 года.

Здесь он продолжал с прежней ревностью и любовию нести свое высокое послушание. Много труда положил владыка на улучшение обучения будущих церковнослужителей в славянолатинской школе и жертвовал на это свои личные средства.

В период своего служения в городе Тобольске митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.

Служение митрополита Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение четырех лет.

В день своей кончины, 10 июня 1715 года, он отслужил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве перед иконой Божией Матери.

Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.

Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна, в 1916 году Церковь установила Всероссийское празднование в день его преставления к Богу — 10 июня. Честные мощи святителя были оставлены в гробнице для поклонения в Тобольском соборе Покрова Божией Матери, где почивают и доныне.

Служба святителю Иоанну Тобольскому была написана митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, 11956) и издана по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского, † 1970) в 1947 году.

Труды:

Нравоучительное зерцало. — Чернигов, 1703 и 1707.

Алфавит, рифмами сложенный. — Чернигов, 1705.

Богородице Дево (стихи). — Чернигов, 1707. Толкование на 50-й псалом. — Чернигов, 1708. Толкование на "Отче наш" и "Осьм блаженств евангельских". — Чернигов, 1709. Царский путь Креста. — Чернигов, 1709. Богомыслие в пользу правоверным. — Чернигов, 1710; 1711.

Илиотропион. — Чернигов, 1714; Киев, 1896. Синаксарь о победе под Полтавою. — 1710. Духовные мысли. — М., 1782. Феатрон, или позор нравоучительный. — 1708. Путник (рукопись).

Литература:

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, ч. 2, с. 166—181.

Сулоцкий А. И., протоиерей. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского // Странник. — СПб., 1864, № 1. Восторгов И., протоиерей. Тобольские торжества. — М., 1916.

Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910, с. 17, 110, 113, 114.

Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. — Чернигов, 1903, с. 75, 76, 99, 100, 102, 103, 106, 107. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). — Чернигов, 1900, с. 56, 58, 59.

Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. — Казань, 1913, с. 165,166.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. — Чернигов, 1861, с. 52—62.

Благовещенский И. А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк): в 2 ч. — М., 1875. — Ч. 1, с. 80, 81; ч. 2, с. 3. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом: в 2 т. — СПб., 1862. — Т. 2, с. 115, 118.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891; 1883, с. 131.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 211—213. Шляпкин И. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651—1709) // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. — СПб., 1876— 1918; 1891. — Т. 24, с. 283 и др. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 633, 904. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 318, 510, 514, 907. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415, 1417.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 25, 54.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 688.

Холмский народный календарь на 1917 год. — М., 1916, с. 98—104.

Тобольские губернские ведомости. — 1857, №20.

Тобольские епархиальные ведомости. — 1888, № 18—20.

Черниговские епархиальные ведомости. — 1892, № 12 и 17.

Странник. — СПб., 1864, январь, с. 5—37. Православный собеседник. — Казань, 1909, январь, с. 82—83. — 1911, март, с. 82. — 1913, февраль, с. 122. — 1915, март, с. 205; июль-август, с. 401.

Русский паломник. — 1915, № 23, с. 363—364; № 26, с. 412—414; № 28, с. 446—447. — 1916, № 25, с. 370—372; № 30, с. 422—425; 430—432; № 31, с. 436—437, 440—442; № 33, с. 466—468; № 37, с. 515. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 33, с. 517.

Исторический вестник. — СПб., 1894, сентябрь, с. 861. — 1908, октябрь, с. 238. Русская старина. — СПб., 1886, март, с. 589—592.

Душеполезное чтение. — М., 1916, № 2, с. 13—28; 56—60; № 4, с. 49—54. Новый мир. — 1938, № 10, с. 206. Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1850, № 10. Русский архив. — М., 1903. — Кн. 1, № 3, с. 422—423.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 6, с. 65, 67, 68; т. доп. 2, с. 573; т. 9, с. 550, 552. Журнал Московской Патриархии. — М., 1948. — № 3, с. 30—33.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 137—138. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 279. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13-а, с. 674. Минея июнь. — М., 1986. — Ч. 1, с. 323—325.

Иоанн Максимович

— Митрополит Тобольский, родился в Нежине, обучался в Киевской Академии, а по окончании наук был там, и после того в Чернигове несколько времени Учителем Латинских классов. По пострижении в Монашество находился в разных Монастырях Настоятелем, а наконец Архимандритом Черниговского Елецкого Монастыря, откуда в 1697 году Января 10, по представлению Малороссийского Гетмана Ивана Мазепы, посвящен Патриархом Московским Адрианом во Архиепископа Черниговской Епархии, а из оной в Мае 1712 года переведен в Тобольск, и там скончался 1715 года Июня 10.

Сей Пастырь написал много книг прозою и стихами Силлабического стихосложения, с рифмам и цезурою, как-то: 1) Феатр нравоучительный, или нравоучительное Зерцало для Царей, Князей и Деспотов, то есть изъяснение Начальнических должностей. Книга сия сочинена прозою, но между текстом в ней много и стихов; напечатано в Черниговском Ильинском Монастыре 1703 г. в лист, и потом еще дважды; 2) Алфавит собранный рифмами, сложенный от Св. Писаний и проч., содержащий краткие Жития Святых и Пустынников, расположенные по Алфавиту имен, а переведенные с Латинского, стихами, напечатано в лист 1805 г. в Чернигове; 3) Богородице Дево радуйся, или толкование на сию Богородичную Молитву, большая книга в лист, вся стихами, напечатано в Чернигове 1707 г.; 4) Отче наш, т.е. толкование, или семь размышлений на сию Молитву, книга в 8 долю листа стихами, напечатано в Чернигове 1709 г.; 5) Осмь слаженств Евангельских, изъясненные, книга в 8 долю листа стихами, напечатано 1709 г. в Чернигове; 6) Царский путь Креста Господня, вводящий в живот вечный, или нравоучения, как должно носить Крест Христов, книга в 4 долю листа, сочиненная прозою; но пред каждою главою и в средине между текстом находится по нескольку и стихов; напечатана с многими рисунками, резанными на меди довольно чистой работы, 1709 г. в Чернигове; 7) Богомыслие в пользу правоверным, прозою, перевод с Латинского, напечатано в Чернигове 1711 г. в 8 долю листа; 8) Илиотропион, или соображение человека с волею Божиею, перевод с Латинского прозою, напечатано в Чернигове 1714 г. в 8 долю листа; 9) Голиков приписывает еще ему книгу Собрание чужестранных слов употребительных в Русском языке; но она не издана и неизвестно, где находится. В библиотеке Графа Толстого есть список его Словаря Латинско-Русского. Сей Преосвященный завел в Чернигове Семинарию.

{Болховитинов}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me