Себастьяно дель Пьомбо

(Sebastiano del Piombo), наст. имя Себастьяно Лучани (Sebastiano Luciani)

Ок. 1485, Венеция — 1547, Рим.

Итальянский живописец. По утверждению Вазари, учился у Джованни Беллини и Джорджоне. Первоначально работал в Венеции. В 1511 переехал в Рим. В 1531 получил в Ватикане пост хранителя папской печати (Piombo). Биографы сообщают, что он был хорошим музыкантом. Себастьяно дель Пьомбо начал свою художественную карьеру в Венеции как даровитый продолжатель позднего Джованни Беллини и Джорджоне. В его работах венецианского периода (Св. Людовик, Св. Синибальд — росписи створок органа, ок. 1508—1509, Венеция, церковь Сан Бартоломео ди Риальто; Иоанн Златоуст, Иоанн Креститель, Либерале, Мария Магдалина, Агнесса и Екатерина, ок. 1510, Венеция, церковь Сан Джованни Кризостомо) есть величавая широта, подчеркнутая архитектурным фоном, тональное богатство живописного языка, тонкость передачи неяркого золотистого света и прозрачных теней, заполняющих пространственную среду. Традиции венецианской живописи прерываются после переезда художника в Рим. Он испытывает все нарастающее влияние творчества Рафаэля и в особенности Микеланджело, к окружению которого вскоре присоединяется. Уже в росписях люнетов зала Галатеи (ок. 1511, Рим, вилла Фарнезина) на темы Метаморфоз Овидия и в Смерти Адониса (ок. 1512—1513, Флоренция, галерея Уффици) традиции венецианской мифологической композиции сочетаются с подчеркнутой динамикой поз и жестов, пластической четкостью, почти скульптурностью лепки форм. Эти тенденции находят продолжение в полных несколько внешнего драматизма и религиозной патетики алтарных композициях римского периода, написанных в темной тональности, с резкими контрастами света и тени (Пьета, ок. 1515, Витербо, Гор. музей; Воскрешение Лазаря, ок. 1517—1518, Лондон, Нац. галерея; Оплакивание Христа, ок. 1517, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Встреча Девы Марии и Елизаветы, 1521, Париж, Лувр; Несение креста, ок. 1528—1530; Христос в Лимбе, ок. 1532, обе — Мадрид, Прадо; Несение креста, ок. 1537, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Заметное место в творчестве Себастьяно дель Пьомбо занимает портрет. Ранние портреты, написанные в первые годы работы в Риме, еще связаны с традициями Джорджоне (Юный скрипач, ок. 1515, Париж, собрание Ротшильда; Юноша, ок. 1515—1517, Будапешт, Музей изобразительных искусств; Молодой воин, ок. 1516, Хартфорд, Уордсворд Атенеум). В сер. 1520-х появляется иной тип портрета — более официальный, холодный и эффектный (Папа Климент VII, 1526, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Генуэзский дож Андреа Дориа, 1526, Рим, галерея Дориа-Памфили).

Лит.: Dusser L. Sebastiano del Piombo. Basek, 1942; Pallucchini R. Sebastiano Veiniziano. Milano, 1944.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Себастьяно Дель Пьомбо — (Sebastiano del Piombo; собственно Лучани; Luciani) (около 1485, Венеция, — 21.6.1547, Рим), итальянский живописец. Учился у Джованни Беллини. Ранние произведения С. д. Большая советская энциклопедия
  2. Себастьяно дель Пьомбо — (Sebastiano del Piombo; собственно Лучани, Luciani) (около 1485 — 1547), итальянский живописец эпохи Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана. С 1511 работал в Риме. Художественная энциклопедия
  3. СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО — СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО (Sebastiano del Piombo (наст. имя Лучани, Luciani) (ок. 1485-1547) — итальянский живописец. Представитель искусства Возрождения. Классическая возвышенность образов, красочное богатство ("Скрипач", ок. Большой энциклопедический словарь