Крстич, Джордже

(Krstic, Ђorђe)

1851, Стара Канижа — 1907, Белград.

Сербский живописец. Происходил из семьи бедного ремесленника. Профессиональное художественное образование в Академии художеств Мюнхена (1873—1883) ему удалось получить только благодаря стипендии сербского князя Милана, которому стали известны ранние рисунки юноши на патриотические темы. После возвращения на родину путешествует по Сербии, завоевавшей к тому времени независимость, запечатлевая архитектурные памятники, бытовые сцены, пейзажи, послужившие основой для его картин. Некоторое время провел в Италии. В годы пребывания в Мюнхене молодой художник познакомился с некоторыми ведущими тенденциями европейского искусства. Примером для Крстича стало творчество Курбе и его немецких последователей. Еще будучи учеником Академии художеств, он создает картины, принесшие ему популярность. Среди них наиболее известна композиция Анатом (1880, Белград, Народный музей), отразившая интерес людей того времени к позитивной науке. Картина имеет и другое название — Антрополог, более четко раскрывающее содержание полотна, на котором изображен ученый, погруженный в размышления. Голова обезьяны на его коленях, черепа на полке сзади объясняют предмет его раздумий — долгий путь становления современного человека. Колорит картины строится на контрастах темных тонов одежды и фона и озаренных светом лица, рук, книг и рукописей. В летние месяцы художник обычно уезжал из Мюнхена на родину, где увлеченно писал пейзажи и жанровые этюды со сценами из жизни крестьян, на основе которых создавал законченные картины. Чаще всего он изображал молодых сербок в красочных национальных костюмах (У источника, 1882, Белград, Народный музей). Колористическая гамма подобных произведений звучна и нарядна, живопись свежа и темпераментна. Окончательно поселившись в Сербии, Крстич из-за отсутствия в стране достаточно развитой выставочной деятельности вынужден был главным образом выполнять заказы церкви. Он писал как отдельные иконы, так и целые иконостасы, в которых пытался дать неканоническое решение традиционных религиозных сюжетов, что вызывало неприятие его произведений церковными властями. Крстич продолжал писать и пейзажи, в которых все решительнее следовал принципам пленэрной живописи. Порой это умиротворенные, мягкие по колористическому строю и пространственные по композиции виды местности (Городок Чачак, 1884, Белград, Народный музей), порой романтические по мотиву и драматические по настроению уголки природы (Местечко Баба-Кай на Дунае, 1907, Белград, Народный музей). Одна из интереснейших работ позднего периода творчества Крстича — большой по размеру (100 ? 208 см) натюрморт Рыбацкая дверь (1900-е, Белград, Народный музей). Второстепенный жанр получает здесь монументальное звучание. Вещи рассказывают об их владельце. Колорит картины разработан во многих оттенках. Динамичные мазки и фактурное богатство придают красочной гамме своеобразную вибрацию. Разносторонняя реалистическая живопись Крстича вывела сербское искусство на европейский уровень.

Лит.: Сербские живописцы-академики XIX века: Каталог выставки. М., 1988; Ћурић В. Ђорђе Крстић. Београд, 1957.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me