Плакат

(нем. Plakat от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX — начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы — плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката — "Окна РОСТА". В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Плакат

Д. С. Моор. "Врангель еще жив, добей его беспощады". 1920.

Плакат. Рис. 2

Дж. Хартфилд. Антифашистский плакат "Кровь и железо". 1934.

Плакат. Рис. 3

И. М. Тоидзе. "Родина-мать зовёт!". 1941.

Литература: Бутник-Б. Сиверский, Советский плакат эпохи гражданской войны 1918-1921. (Библиографии, указатель и исследования), М., 1960; Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко, Советский политический плакат, М., 1962; (В. Ляхов), Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917-1932. (Альбом), М., 1972 (на рус., англ, и нем. яз.); В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Революционный праздничный плакат, 1917-1927, Л., 1982; Советский политический плакат, М, 1984; Hutchison H. F., The Poster. An illustrated history from 1860, N. Y., (1968), Sehindler H., Monographie des Plakats, Mьnch., 1972; Barnicoat J., A concise history of posters, N. Y., 1979; Holme B., Advertising: Reflections of a century, N. Y., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Плакат — I Плака́т (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) 1) разновидность Графики. 2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило... Большая советская энциклопедия
  2. плакат — -а, м. 1. Рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном учреждении в агитационных, информационных или рекламных целях. Малый академический словарь
  3. плакат — Плака́т/. Морфемно-орфографический словарь
  4. плакат — орф. плакат, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. плакат — ПЛАКАТ а, м. placard > нем. Plakat. 1. Отпечатанное крупным (плакатным) шрифтом объявление или распоряжение, вывешиваемое на улицах, на особых, для того предназначаемых столбах, на заборах и т. д. Павленков 1911. Словарь галлицизмов русского языка
  6. плакат — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? плаката, чему? плакату, (вижу) что? плакат, чем? плакатом, о чём? о плакате; мн. что? плакаты, (нет) чего? плакатов, чему? плакатам, (вижу) что? плакаты, чем? плакатами, о чём? о плакатах... Толковый словарь Дмитриева
  7. плакат — Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Plakat < франц. placard, суф. производного от ст.-франц. plaquier «приклеивать». Плакат буквально — «приклеенное» (воззвание). Этимологический словарь Шанского
  8. плакат — ПЛАКАТ -а; м. [нем. Plakat] 1. Броское изображение, рисунок с кратким пояснительным текстом, выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа при обучении. Учебный п. Повесить п. на стену. Призывы на плакате. Толковый словарь Кузнецова
  9. плакат — Плаката, м. [лат. placatum]. 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-н. или рекламы. Плакаты кинофильмов. || Агитационный рисунок с кратким текстом. Плакат Маяковского. Большой словарь иностранных слов
  10. плакат — ПЛАК’АТ, плаката, ·муж. (·лат. placatum — свидетельство). 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь или рекламы. Плакаты кинофильмов. Толковый словарь Ушакова
  11. плакат — Заимствовано из немецкого, где Plakat является переоформлением французского plaque, имеющего значение "дощечка". Этимологический словарь Крылова
  12. ПЛАКАТ — "ПЛАКАТ" — издательство; см. "Панорама". ПЛАКАТ (нем. Plakat) — вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Большой энциклопедический словарь
  13. Плакат — (нем. plakat) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Словарь по культурологии
  14. плакат — плака́т впервые при Петре I, 1704 г.; см. Христиани 30; Смирнов 227. Через нов.-в.-н. Рlаkаt – то же (с ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 547 и сл.) из франц. рlасаrd "афиша, плакат", ср.-нидерл. рlасkаеrt, нидерл. рlаkkааt от ст.-франц. plaquier "приклеивать" (Клюге-Гётце 448). Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. плакат — плакат I м. 1. Художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям. 2. Лист бумаги, полоса ткани и т.п. с призывом, лозунгом. || Объявление, написанное на чём-либо. II... Толковый словарь Ефремовой
  16. плакат — ПЛАКАТ м. паспорт для людей податного сословия. Годовой плакатный паспорт. Толковый словарь Даля
  17. плакат — ПЛАКАТ, а, м. Настенный лист крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом. | прил. плакатный, ая, ое. Плакатная живопись. Плакатная манера (перен.: о ярком, простом и броском изображении). Толковый словарь Ожегова