ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

Древнее гос-во в М. Азии, существовавшее в 18 — нач. 12 вв. до н. э. Предшественниками X. ц. были малоазийские политич. объединения 20-19 вв. до н. э., упоминаемые в док-тах на староассир. диалекте аккадского яз., найденных в торг. центрах, где были колонии ассир. купцов: Канес (хеттское; ассир. — Каниш), Хаттусас (хеттское; ассир.- Хаттушаш), Бурусханда (хеттское; ассир. — Бурушханда). Эти объединения, как позднее и X. ц., включали население, принадлежавшее к разным этнич. группам: хеттам, хатти и др.

=====

Ранний период (1-я пол. 18 в. до н. э.). При хеттском царе г. Куссара — Аниттасе (ок. 18 в.) началось гос. объединение нек-рых областей Анатолии, бывших до этого центрами торг. колоний. Аниттас завоевал г. Heca (по к-рому хеттский яз. назывался песийским), Хаттусас. Вассалом Аниттаса стал г. Бурусханда. Столицей X. ц. при нем и др. первых царях X. ц. был Куссар. Найденные в Богазкёйском архиве надписи позволяют заполнить пробел между Аниттасом и основателем древнехеттской династии Лабарной (или Табарной) (нач. 17 в.; его имя было титулом хетт. царей).

=====

Древнее X. ц. (2-я пол. 18-16 вв. до н. э.). Как сообщают тексты позднейшего времени, Лабарна расширил границы X. ц. "от моря до моря". Правителем Бурусханды он назначил своего сына. При преемнике Лабарны — Хаттусили I (сер. 17 в.) окончательно были включены в состав X. ц. Цальпа и ряд юго-вост. областей М. Азии. Столица была перенесена в Хаттусас. В ряде док-тов древнего X. ц., начиная с "Анналов" Хаттусили I, упоминается борьба хеттов с городом Халаб или Халпа (в Сев. Сирии, совр. Халеб (Алеппо)). Этот город был завоеван царем Мурсили I (кон. 17 в.) — сыном Хаттусили I, по более поздним источникам — внуком, при к-ром воен. мощь X. ц. достигла наивысшего подъема. Ок. 1595 (или по др. хронологии — ок. 1650) Мурсили I взял Вавилон. При его преемнике Хантили I каскайские племена совершили опустошительный набег на северную часть X. ц. и угрожали его столице. Охватывающий примерно сто лет период, который следовал за царствованием Мурсили I, был заполнен междоусобицами, актами кровной мести и дворцовыми переворотами. Последним крупным царем древнего X. ц. был Телепину (кон. 16 в.).

=====

Судя по "Завещанию" Хаттусили I из Богазкёйского архива, власть царя в то время не была безграничной. Значит. полномочиями обладало собрание панкус (хеттское pankus — собрание всех), объединявшее всех свободных членов общества, способных носить оружие. К собранию царь обращался по вопросам престолонаследия. Хаттусили I в своем "Завещании" обращается к собранию по поводу изменения порядка наследования: вместо племянника царя по женской линии он объявляет наследником сына царя и заявляет, что впредь никто не должен назначать наследником сына своей сестры (это можно рассматривать как отражение процесса перехода от счета родства по матери к счету родства по отцовской линии). Хаттусили I предписывал будущему царю советоваться с собранием по делам, связанным с преступлениями, особенно религ. характера.

=====

Стремясь положить конец эпохе смут, кровопролитных междоусобиц и распрей в царском роде, Телепину возродил права собрания, к-рое (как и во времена Хаттусили I) вновь должно было разбирать споры царя с членами царского рода. В период, предшествовавший воцарению Телепину, преступления, совершавшиеся представителями высшей знати, оставались безнаказанными. Фактически высшие сановники перестали быть подсудными собранию, что было следствием обнаруживавшегося уже в текстах 17 в. неравноправия высших сановников и рядовых придворных. При Телепину собрание получило право судить не только высших сановников, но и царя — в случае, если тот посягнет на жизнь членов своего рода. Закрепляя реформу порядка наследования царской власти, начатую Хаттусили I, Телепину установил нормы, действовавшие на протяжении последующей истории X. ц.

=====

К эпохе Древнего X. ц. относится один из вариантов хеттских законов, где сообщается, что при "отце царя" (возможно, Телепину) имела место реформа законодательства, приведшая к значит. смягчению наказаний и отмене древних обычаев. К этому времени хеттское право начало ориентироваться не столько на наказание виновного, сколько на возмещение пострадавшему. В период Древнего X. ц. часть земель составляла собственность царя. Непосредственно царю (или уполномоченным лицам царя) подчинялись две категории лиц — царские служащие ("люди службы") и царские работники. Существовала система дарений земель высшим сановникам, получавшим иммунитет, в частности, от общегос. повинности (luzzi). Члены общин несли повинность luzzi, "люди службы" и "главы рабынь и рабов", подчинявшиеся непосредственно царю, — . В хеттских законах отражено различие социального положения свободных и рабов, в частности разница между наказаниями за преступление, совершенное по отношению к свободному человеку, и за аналогичное преступление, совершенное по отношению к рабу. Ко времени составления древних хеттских законов (ок. 16 в.) тремя осн. частями X. ц. были его центр. область — "страна хеттов" (хетт.) с центром в Хаттусасе, Лувия (хетт. , область на Ю.-З. М. Азии; в одном из вариантов хетт. законов используется позднейшее назв. страны на юге М. Азии — Арцава) и Пала — обл. на С.-В. М. Азии. В каждой из этих обл. был свой язык (соответственно хеттский, лувийский и палайский), причем для области Пала и "страны хеттов" сохранял еще значение и древний язык аборигенов — хатти. Осн. языком всего X. ц. уже стал к тому времени хеттский, т. н. несийский язык. Среднее X. ц. (15 — нач. 14 вв. до н. э.). В этот период резко возросла роль юж. областей с преобладающим лувийским и хурритским населением. Имена царей среднехеттского периода, сохранившиеся в списках царей, — лувийские. Скудость данных об этом периоде, сводящихся преим. к дарственным грамотам на землю и перечням имен царей, можно объяснить тем, что в это время особенно возросла роль юж. лувийских областей и соответственно иероглифич. лувийских надписей, видимо, в то время писавшихся на дереве и поэтому до нас не дошедших, в отличие от клинописных хеттских глиняных табличек. Один док-т хеттского царя Нового X. ц. Мурсили II (14 в.) можно истолковать как сообщение о том, что он повелел писать на клинописных таблицах те религ. установления, к-рые до этого (при царях Среднего царства) искажались по вине писцов, писавших иероглифами на дереве. Этот текст согласуется с гипотезой об искусств. восстановлении в начале Нового X. ц. хеттской языковой традиции и хеттской клинописи в стране, где преобладающая роль уже принадлежала не хеттам. Назв. "X. ц." в этот период являлось уже условным, но оно имело известное оправдание в том, что хеттский (несийский) язык оставался главным офиц. языком канцелярии хеттских царей, столица к-рых по-прежнему именовалась Хаттусас, хотя гибель ее и всей воплощавшейся в ней собственно хеттской традиции подготавливалась уже с конца Древнего царства благодаря возвышению юж. лувийско-хурритских областей. С 15 в. X. ц. во все большей степени испытывало начавшееся еще со времени Хаттусили I влияние культуры хурритов, выступавших в Сев. Сирии и Месопотамии в качестве наиболее мощных противников хеттов.

=====

Новое X. ц. (14 — нач. 12 вв. до н. э.). Хеттские цари этого времени были хурритами: при рождении они получали хурритские имена, а хеттские имена им давались по восшествии на престол. Близ столицы Хаттусас в скульптурной галерее Язылыкая, являющейся памятником хурритско-лувийского мону- ментального стиля, лувийскими иероглифами записаны хурритские имена богов и богинь. У писцов, записывавших хеттские тексты, в это время обычно были лувийские и хурритские имена. Первым крупным царем Нового X. ц. был Суппилулиума I (нач. 14 в.), к-рый после длит. войны победил Митанни, сделал своим вассалом Угарит. Его сыновья начали править сирийскими гос-вами — Халабом и Каркамишем (см. Кархемиш). Царь Мурсили II осуществил ряд походов, приведших к полному восстановлению хеттского воен. могущества. Начиная с царствования Мурсили II, Египет и X. ц. как две наиболее мощные державы Бл. Востока вступили в единоборство за преобладание в Сирии. После сражения между египтянами и хеттами при Кадеше ок. 1312 (по др. хронологии, ок. 1291) египтяне были вынуждены смириться с мощью хеттских царей. При Хаттусили III между Египтом и хеттами в 1296 (по др. хронологии, 1269) был заключен договор о дружбе, по которому Египет признавал права хеттов на Сев. Сирию. Против X. ц. выступили: при хеттском царе Тудхалии IV — Ахиява, ранее поддерживавшая дружественные отношения с X. ц.; при царе Арнуванде III (кон. 13 в.) на западе М. Азии — коалиция гос-в, включавшая Ахияву и Арцаву. В кон. 13 — нач. 12 вв. X. ц. пало в основном по причинам внутр. характера. Благодаря усилившимся центробежным тенденциям властители вассальных областей и союзные царьки отложились от гл. центра Х.ц., что привело к его гибели, не помешавшей, однако, длит. сохранению культурной традиции в юж. вассальных областях с лувийским населением. Толчком к падению X. ц. послужило переселение на восток М. Азии т. н. "народов моря".

=====

В период Нового царства центр X. ц. был окружен цепью союзных и вассальных гос-в, игравших роль буфера между хеттами и их могуществ. противниками (такими, как Египет). Сходство гос. договоров с наставлениями должностным лицам может считаться свидетельством того, что последние могли рассматриваться как особая категория вассалов хеттского царя. Иерархич. организация всего гос-ва, где отд. областями правили наместники, получившие их от царя, соответствовала в масштабе всего общества структуре наделов (дарений), при к-рой получавшие зем. наделы должны были нести соответствующую хоз. повинность (хеттское) или воен. службу. Рабы составляли относительно небольшую часть всего населения. Между рабами и свободными хеттами существовало промежуточное социальное сословие военнопленных, к-рым давались особые зем. наделы. Наличие этого сословия, а также роль двух специфич. форм повинности (и luzzi), аналогичных вассалитету, выделяют хеттское общество среди др. древневосточных обществ. близких к рабовладельческим. В качестве особых социальных сословий, помимо царя и высших должностных лиц, выступают "воины" (хеттское tuzzi — войско) и "жрецы" (хеттское sankunni). Х-во общины, обеспечивавшей себя всем необходимым, носило замкнутый самодовлеющий характер; она могла охватывать ряд разбросанных угодий, включала в свой состав не только скотоводов и земледельцев, но и ремесленников.

=====

В период Нового царства власть царя стала неограниченной, он приобрел черты обожествляемого вост. деспота. Воен. подвиги царей в анналах рассматриваются как выражение мощи, ниспосылаемой богами. Представление о божественном происхождении власти царя явственно выражено в молитве о царе, согласно к-рой бог грозы — владетель неба, земли и народа отдал страну хеттов царю, чтобы тот правил ею. В этой молитве отношения между богом и царем описываются в тех же терминах, к-рые обычно употребляются в хеттских текстах, когда речь идет об отношениях между хеттским царем и его вассалами.

=====

Правители хеттского царства. Ранний период (1-я пол. 18 в. до н. э.): Питханас; Аниттас.

=====

Древнее царство (2-я пол. 18-16 вв. до н. э.): Тудхалия I (1740-10); Пу-саррума (1710-1680); Лабарна I (1680-50); Лабарна II (Хаттусили I) (1650-20); Мурсили I (1620-1590); Хантили I (1590-60); Циданта I (1560-1550); Аммуна (1550-30); Хуцция (1530-25); Телепину (1525-1500).

=====

Среднее царство (15 — нач. 14 вв. до н. э.): Аллувамна (1500-1490); Хантили II (1490-80); Циданта II (1480-70); Хуцция II (1470-60); Тудхалия II (1460-40); Арнуванда I (1440-20); Хаттусили II (1420-1400); Тудхалия III (1400-1380).

=====

Новое царство (14 — нач. 12 вв. до н. э.): Суппилулиума I (1380-40); Арнуванда II (1340-39); Мурсили II (1339-06); Муватали (1306-1282); Урхи-Тешуб (Мурсили III) (1282-75); Хаттусили III (1275-50); Тудхалия IV (1250-20); Арнуванда III (1220-1190); Суппилулиума II (1190-80).

=====

Примечание. Датировка дана в соответствии с работами хеттологов Б. Грозного, О. Гёрни, А. Гётце. Датировка, предлагаемая др. хронологией, основывающейся на общей хронологии для всей Передней Азии, расходится с данной прибл. на 60 лет для Древнего царства и прибл. на 30 лет — для Нового царства. Периоды царствования большинства царей даны приблизительно.

=====

Лит.: Менадбе Э. A., Хеттское общество, Тб., 1965; Гиоргадзе Г. Г., Очерки по социально-экономической истории. Хеттского государства, Тб., 1973; Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. со словацкого), М., 1968 (библ. сост. В. В. Ивановым); Neuere Hethitenforschung, hrsg. von G. Walser, Wiesbaden, 1964; Friedrich J., Die hethitischen Gesetze, Leiden, 1959; Götze A., Kleinasien, 2 Aufl., Münch., 1957; Gurney O. R., The Hittites, 2 ed., L., 1961; Otten Н., Das Hethiterreich, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orients, Stuttg., 1961.

=====

В. В. Иванов. Москва.

—***—***—***—

Хеттское царство

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Хеттское царство — Древнее государство в Малой Азии в 18 — начале 12 вв. до н. э. Образовалось из малоазийских политических объединений 20—19 вв. (Канес, Хаттусас, Бурушханда), включавших этнические группы хеттов (См. Хетты), Хатти др. При хеттском царе... Большая советская энциклопедия
  2. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО — ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО — государство в М. Азии в 18 — нач. 12 вв. до н. э. Основано хеттами в Вост. Анатолии, в период расцвета (14-13 вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось. Большой энциклопедический словарь