СУФИЗМ

(от араб. суфи, букв. — человек в одежде на шерсти; С. по-арабски — тасбввуф, букв. — облаченность во власяницу) — мистич. течение в исламе. С. возник в 8 в. на терр. совр. Ирака и Сирии. В 9 в. стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию; в 9-10 вв. получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем — в Центр. и Сев. Индии, в 13-15 вв. — на Малакке и Суматре. С самого начала С. был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм антифеод. оппозиции. В филос. плане учение суфиев в том виде, в каком оно получило наиболее четкие формулировки в 11-12 вв., сводилось к монистич. отождествлению бога со всем, что сотворено им ("вахдат аль-мауд-жуд"), или к пантеистич. растворению бога во всем сущем ("вахдат аль-вуджуд"); в социальном — к проповеди равенства всех людей, как потенциально в равной мере несущих в себе божеств. начало, к осуждению богатства, стяжательства. Путем (тарика) приобщения к богу объявлялось интуитивное познание его, ведущее к завершающему этапу — экстатич. состоянию "фана" (букв. — "небытие"), при к-ром суфий получает способность внечувственного и внерационального общения с божеством (по учению "вахдат аль-мауджуд") или ощущает себя частью божества, растворяется в нем (по учению "вахдат аль-вуджуд"). Символика С. во многом совпадала с символикой мистич. течений сходного типа в др. религиях: нек-рых христ. сект, хасидизма в иудаизме, бхакти в индуизме. Стремление к познанию божества в С. отождествлялось с любовью, суфий — с влюбленным, бог — с объектом любви, экстатич. состояние суфия — с опьяненностью вином.

=====

С географич. распространением С. и ростом числа его сторонников в нем происходили существенные изменения: на первичное, очевидно, влияние неоплатонизма и вост.-христ. гностиков напластовывались в различных районах распространения С. влияния манихейства, зороастризма, инд. мистич. учений. Происходило широкое расслоение С. в гносеологич. и социально-идейном планах — от крайнего радикального пантеизма (Ибн аль-Араби, Испания, 1165-1240) и течений, резко выступавших против существующего строя (сербедары в Иране, 14 в., Бедреддина Симави восстание в М. Азии, 15 в.), до группировок, пытавшихся согласовать общую теорию С. с умеренно ортодоксальным направлением в офиц. исламе и социальным правопорядком феодализма (накшбандийя в Ср. Азии, с 14 в. и др.). Приблизительно с 11 в. стали создаваться многочисл. суфийские ордена (см. Дервишские ордена) во главе с "указующими верный путь" — "муршидами" (или шейхами, пирами). Сан муршида иногда становился наследственным; муршиды превращались в духовных феодалов, обладавших большими зем. наделами и др. богатствами; создавалась строгая ритуализация, сложная иерархич. градация ступеней посвящения. Суфийская заповедь бедности начинала толковаться как аллегория. Возникают своеобразные суфийские обители — ханака в Иране, Ср. Азии, Афганистане, Индии, такйа (текке) в М. Азии и араб. странах Азии, завия в араб. странах Магриба. Основатели орденов и выдающиеся суфии-подвижники часто почитались как святые (вали в Иране, Афганистане, Индии, араб. странах Азии, авлия — в Ср. Азии, марабуты — в Сев. Африке); их могилы (мазар) становятся местом паломничества (зияра). Офиц. ислам от первонач. жестокого преследования суфиев постепенно переходил к примирению с С. В кон. 11 в. Газали предпринял реформу офиц. ислама (не сразу и не повсеместно признанную) путем включения в него соответственно препарированной философско-теологической доктрины умеренного С. К 15-16 вв. С. уже фактически мирно сосуществует с официальным исламом. В СССР суфийские ордена прекратили существование в 20-х гг. 20 в., но остаточные явления С. — зияра, бродячие суфии (каландары) и т. п. еще существуют. В Турции суфийские ордена официально запрещены в 1925, но ряд явлений С. еще продолжает существовать. В разл. формах С. существует во мн. мусульм. странах (Иран, Пакистан, страны Магриба и др.); отмечается суфийское миссионерство в странах Запада. В новейшее время попытка включения в свою доктрину ряда положений пантеистич. С. была предпринята теологом-мистиком Г. И. Гурджиевым (жил в основном во Франции, ум. в 1949). Европейская ориенталистика серьезно изучает С. уже свыше столетия, однако мн. стороны истории и гносеологии С. еще далеки от окончат. выяснения. Наиболее крупные авторитеты в изучении С. — И. Гольдциер (Венгрия), Р. Николсон (Англия), Л. Массиньон (Франция).

=====

Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская лит-ра, Избр. тр., т. 3, М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, (Л.), 1966, гл. 12 (в обеих работах — обширная библ.); Кулизаде З., О некоторых противоречиях в определении и оценке суфизма в нашей лит-ре, "ИАН Азерб. ССР", 1965, No 5; Гольдциер И., Лекции об исламе, пер. с нем., М., 1912; Watt W. M., Islamic philosophy and theology, Edin., (1962); Idries Shah, Tales of the dervishes, (2 ed.), L., (1968).

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Суфизм — [от араб. суфи, буквально — носящий шерстяные одежды (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. Большая советская энциклопедия
  2. СУФИЗМ — СУФИЗМ – одно из пяти основных направлений классической арабо-мусульманской философии, оформившееся позже других. Получает зрелую форму в трудах Мух̣йӣ ад-Дӣна Ибн ̒Арабӣ (1165–1240). Новая философская энциклопедия
  3. суфизм — орф. суфизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Суфизм — См. Тасаввуф. Ислам. Энциклопедический словарь
  5. суфизм — СУФИЗМ а, м. soufisme m. <�араб. souf шерсть. Направление в исламе, возникшее в 8 в., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. В основе названия -указание на материал, из которого была сшита одежда первых приверженцев суфизма. Крысин 1998. — Лекс. СИС 1954: суфизм. Словарь галлицизмов русского языка
  6. СУФИЗМ — СУФИЗМ (арабск. suf- грубая шерстяная ткань в значении «рубище») — мистическое направление в развитии ислама; исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Новейший философский словарь
  7. суфизм — СУФИЗМ -а; м. [араб. буквально — грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм. ◁ Суфистский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  8. Суфизм — (суфийство, по-араб. "тасаввоф") — понятие, означающее собою в зап.-исламском мире мистицизм, а в восточно-исламском (персидском и персидско-индийском) — пантеистическую теософию, близкую и к индийскому буддизму, и к греческому неоплатонизму. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Суфизм — (ар. суф – грубая шерстяная ткань, отсюда власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе. Возникло в VIII – IХ вв. Для суфизма характерно учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога (в интуитивных... Словарь по культурологии
  10. суфизм — (Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Теософский словарь
  11. Суфизм — Мистическое направление в исламе. Возникло в VIII — IX веках, окончательно оформилось в X — XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм. Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые Краткий религиозный словарь
  12. суфизм — [< ар.] – рел. мистическо-аскетическое направление в мусульманстве, возникшее в 8 в. Большой словарь иностранных слов
  13. СУФИЗМ — СУФИЗМ (от араб. суф — грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета) — мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Большой энциклопедический словарь
  14. суфизм — суфизм м. Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм. Толковый словарь Ефремовой