ШТРАУС

(Strauß), Давид Фридрих (27.I.1808 — 8.II.1874) — нем. теолог и философ- младогегельянец. В 1830 окончил Тюбингенский ун-т, с 1832 преподавал в нём. Был уволен после опубликования соч. "Жизнь Иисуса" (Bd 1-2, Tübingen, 1835-36; рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг — СПБ, 1907), подрывавшего устои религии и воспринятого современниками как антирелиг. произведение. В 1839 получил приглашение в Цюрихский ун-т, но по требованию реакционных кругов не был допущен к преподаванию.

=====

Работу Ш. "Жизнь Иисуса" Ф. Энгельс характеризовал как "...первое произведение, которое представляло собой и некоторый шаг вперёд за пределы ортодоксального гегельянства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 538). III., не отрицая историч. реальности Иисуса, вместе с тем выявил недостоверность евангельских свидетельств о его жизни и деятельности, раскрыл неправдоподобие якобы совершенных Иисусом чудес. Доказывая мифологичность Священного писания, Ш. рассматривал заключавшиеся в нем мифы не как сознательный вымысел отдельных личностей, а как стихийное порождение обществ, сознания той историч. эпохи. В последующих работах "Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке" ("Christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampf mit der modernen Wissenschaft dargestellt", Bd 1-2, Tübingen, 1840-41) и "Старая и новая вера" (Bonn, 1904; рус. пер., Лейпциг — СПБ, 1906) Ш. высказывал убеждение в превосходстве знания над верой, требовал рациональной критики церк. догм (именно в этом видя предназначение теологии). Отказываясь от веры в существование божественной личности и потустороннего мира, Ш. придерживался пантеистич. мировоззрения (по своим взглядам был близок к Б. Спинозе). Произведения Ш. оказали плодотворное влияние на прогрессивные круги его современников и вызвали яростные нападки на него клерикалов.

=====

Положительная роль творчества Ш. ограничивалась критикой религ. заблуждений. В политич. жизни Ш., в период Революции 1848-49 отстаивавший принципы конституционной монархии, после поражения революции поддерживал политику О. Бисмарка, злобно выступал против социалистич. рабочего движения.

=====

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Bonn, 1876-78; в рус. пер.- Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Вольтер, его жизнь и сочинения, СПБ, 1909.

=====

Лит.: История философии, т. 3, М., 1943, с. 306-10; Haasrath A., D. F. Strauss und die Theologie seiner Zeit, Tl 1-2, Hdlb., 1876-78; Harraeus К., D. F. Strauss, Lpz., 1901; Zeigler Th., D. F. Strauss, Tl 1-2, Stras., 1908; Lévy A., D. F. Strauss, sa vie et l'oeuvre, P., 1910; Harris H., D. F. Strauss and his theology, Camb., 1973.

=====

Б. Э. Быховский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Штраус — I Штра́ус (Strauss) Давид Фридрих (27.1.1808, Людвигсбург, — 8.2.1874, там же), немецкий философ-младогегельянец (см. Гегельянство). Учился в Тюбингене (1825—31), испытал влияние Ф. К. Баура (см. также Тюбингенская школа). Большая советская энциклопедия
  2. ШТРАУС — ШТРАУС (Strau?) Давид Фридрих (1808-74) — немецкий теолог и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении "Жизнь Иисуса" (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму. Большой энциклопедический словарь
  3. Штраус — Штраус семья австрийских музыкантов. Наиболее известны: Иоганн Штраус-отец (1804—1849), скрипач, дирижёр, композитор, создатель (наряду с Й. Ланнером) венского вальса. Автор кадрилей, галопов, маршей (всего свыше 250 сочинений). Большая биографическая энциклопедия