РОМАНТИЗМ

(франц. romantisme) — идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. корни Р. отличались крайней неоднородностью. С одной стороны, Р. представлял собой реакцию на мировоззрение Просвещения и Великую франц. революцию со стороны идеологов дворянства и консервативной буржуазии. Это направление, ведущее свое начало от реакц. публицистов и писателей конца 18 — нач. 19 вв. (Э. Бёрк — в Англии, Новалис и Ф. Шлегель — в Германии, Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобриан и др. франц. эмигранты), противопоставило мировоззрению просветителей провиденциализм, традицию как оплот против революции, апологию средневековья (к-рое рассматривалось как эпоха господства католицизма и социальной гармонии), мистицизм, утверждение о примате чувства, интуиции над разумом и т.д. С другой стороны, Р. был порожден освободит. движением нар. масс, пробужденных Вел. франц. революцией, борьбой против феодализма и нац. гнета и в то же время — разочарованностью широких обществ. слоев в результатах этой революции и капиталистич. прогресса в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность ист. прогресса, романтики видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистич. развития. Творчество романтиков этого направления было проникнуто протестом против угнетения и политич. реакции, поисками новых идеалов, к-рые приобретали в условиях того времени утопич. характер. Наконец, в творчестве многих романтиков тесно переплетались прогрессивные и реакц. элементы, а в разных сферах культуры и духовной жизни превалировали то реакц., то прогрессивные тенденции. Все это породило крайне противоречивые взгляды на Р. при попытках оценить его в целом.

=====

Р. в историографии характеризовался некоторыми общими принципами. Это: идея органического (стихийного, независимого от воли отдельных людей) развития общества; историзм с нек-рыми элементами диалектики; представление о том, что история раскрывается в деятельности не отдельных лиц, а целых народов и наций, что каждому народу свойственно свое, неповторимое развитие и как следствие этого — обращение от всемирной истории к нац. истории отдельных стран, возросший интерес к истории права, учреждений; особый интерес к средним векам и даже их идеализация; живой, красочный стиль изложения, широкое использование и цитирование ср.-век. источников, метод "вживания" и воссоздания, часто путем стилизации, далекого прошлого. Однако за этими внешними общими чертами скрывались весьма различные по своей социально-политич. направленности течения, совершенно по-разному применявшие и интерпретировавшие эти принципы. Реакционно-дворянский Р. вырос целиком из реакц. публицистики конца 18 — нач. 19 вв. и еще далее развил выдвинутые ею положения. До нач. 30-х гг. 19 в. он господствовал в немецкой исторической и историко-юридической науке (историческая школа права, учения государствоведов К. Л. Галлера, А. Мюллера, т.н. нарративная школа — Г. Луден, Г. Лео, в известной мере также Л. Ранке). Во Франции к этому течению были близки Ж. Мишо, Ж. Монлозье, отчасти П. Барант, в Англии — Т. Карлейль.

=====

Либерально-бурж. Р. господствовал во Франции, где до нач. 30-х гг. буржуазия все еще вела борьбу за политич. власть с дворянством (историки "эпохи реставрации" — О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, К. Фориель и др.), и отчасти в Англии (Г. Галлам, Дж. Кембл, Ф. Пэлгрев). Для этого течения Р. были характерны интерес к ср.-век. истории, гл. обр. с точки зрения ист. обоснования политич. прав буржуазии, и значит. влияние просветительных традиций, в частности элементы рационализма в подходе к истории. К аналогичному направлению в Германии можно отнести, хотя и со многими оговорками, Гегеля (по его философско-ист. взглядам), а также Ф. Раумера, Г. Гервинуса, Ф. Шлоссера.

=====

После революции 1830 получило развитие мелкобурж. радикально-демокра- тич. направление Р. (во Франции — Ж. Мишле, в Швейцарии — Ж. С. Сисмонди, в Германии — В. Циммерман, в Польше — И. Лелевель и др.). Его представители подходили к истории с позиций простого народа — крестьянства и гор. ремесленников, уделяя особое внимание их жизни и борьбе. В то же время для многих из них характерна идеализация патриарх. быта, утопизм (что особенно отчетливо проявилось в воззрениях Сисмонди). Столь резкие различия в идейно-политич. направленности течений внутри романтич. историографии свидетельствуют об условности понятия Р. применительно к ист. науке и ставят под сомнение правомерность его обобщенного применения (в частности, либерально-бурж. историографию 1-й пол. 19 в. нередко к романтич. историографии не относят).

=====

Для развития ист. науки имели большое значение исследования романтиков в нек-рых др. областях науки, напр. в области филологии, что способствовало повышению уровня источниковедч. работы, критики источников (Б. Г. Нибур и др.). Обращение романтиков к изучению старинных нар. обычаев, мифологии, фольклора, ср.-век. древностей (Я. Гримм, многие скандинавские ученые открыло новые возможности для ист. исследований. В целом романтич. направление в историографии, вопреки реакц. субъективной направленности творчества нек-рых его представителей, обогатило ист. науку многими плодотворными науч. выводами, отразив общие сдвиги в развитии ист. мысли, порожденные опытом франц. революции. Романтич. направление, являвшееся ведущим в 1-й пол. 19 в., уступило затем место позитивизму.

=====

С нач. 20 в. и особенно с 20-30-х гг. в качестве одного из проявлений общего кризиса бурж. ист. мысли наблюдается возрождение реакц.-романтич. идей, известное под назв. неоромантизма. Возникший первоначально как протест против "механической цивилизации", неоромантизм был затем взят на вооружение фаш. псевдоисториками, восхвалявшими средневековье как время корпоративного строя, диктатуры вождей и т.д.; в наст. время он особенно характерен для католич. историографии; элементы неоромантизма присутствуют в концепции историков, к-рые ищут в ср.-век. обществе идеал строя, управляемого "элитой". Используя реакц. стороны Р. нач. 19 в., неоромантизм отказался от его плодотворных идей — от теории органического развития, элементов диалектики и историзма в объяснении ист. процесса.

=====

Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940, гл. 6, 8; Косминский E. A., Историография средних веков, (М.), 1963; Реизов Б. Г., Франц. романтич. историография, (Л.), 1956; Studien über die deutsche Geschichtswissenschaft, hrsg. von J. Streisand, Bd 1 — Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts bis zur Reichseinigung von oben, В., 1963; Borries К., Die Romantik und die Geschichte, В., 1925; Mellon S., The political uses of history. A study of historians in the French Restoration, Stanf., 1958.

=====

E. В. Гутнова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Романтизм — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Большая советская энциклопедия
  2. романтизм — -а, м. 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 — первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Романтизм Гюго. Романтизм Байрона. Малый академический словарь
  3. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ (от фр. romantisme) — англ. romanticism; нем. Romantismus. 1. Течение в западно-европейской и амер. философии конца XVIII — начала XIX вв. (Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, Ф. фон X. Новалис и др.). Основываясь на разладе идеала и соц. Социологический словарь
  4. Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат-ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской литературе. Литературная энциклопедия
  5. Романтизм — (франц. romantisme) — художеств. течение, сформировавшееся в кон. 18 — нач. 19 вв. сначала в лит-ре (Германия, Великобритания, др. страны Европы и Америки), затем в музыке и др. иск-вах. Понятие "Р." произошло от эпитета "романтический"; до... Музыкальная энциклопедия
  6. романтизм — Романт/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  7. романтизм — орф. романтизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. романтизм — РОМАНТИЗМ а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Романтизм — РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это — именно романтизм. Еще кн. П. Словарь литературных терминов
  10. Романтизм — (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX вв. Художественная энциклопедия
  11. романтизм — романтическое. Романтизм Ср. Пери вы моя! Виденье райской стороны!.. — лепетал он восторженно на своем романтическом языке времен "Светланы и Рыцаря Тогенбурга" (Жуковского и Шиллера). Маркевич. Бездна. Пролог. 16. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. романтизм — РОМАНТИЗМ, а, м. 1. Направление в искусстве конца 18 первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Толковый словарь Ожегова
  13. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ — сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты... Новейший философский словарь
  14. романтизм — РОМАНТ’ИЗМ, романтизма, мн. нет, ·муж. (·франц. romantisme). 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века... Толковый словарь Ушакова
  15. романтизм — РОМАНТИЗМ -а; м. [франц. romantisme] 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 — первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию... Толковый словарь Кузнецова
  16. романтизм — См. роман Толковый словарь Даля
  17. Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе... Словарь по культурологии
  18. романтизм — Романтизма, мн. нет, м. [фр. romantisme]. 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 в., боровшееся с канонами классицизма... Большой словарь иностранных слов
  19. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Большой энциклопедический словарь
  20. романтизм — романтизм I м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в конце XVII — начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и её чувства... Толковый словарь Ефремовой
  21. Романтизм — Р. можно понимать, с одной стороны, как известное поэтическое настроение, а с другой — как историческое явление, характерно выразившееся в европейской литературе первой половины XIX столетия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона