ПРАВО

Система общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующего класса (после победы социализма — всего народа). Соблюдение норм П. обеспечивается мерами гос. воздействия, включая принуждение — через суд и иные органы.

=====

История П. — это часть истории общества. Марксистско-ленинская наука рассматривает П. как часть надстройки, содержание к-рой определяется экономич. строем общества, характером существующих производств. и клас. отношений и к-рая, в свою очередь, оказывает активное воздействие на все стороны развития общества. Изучение истории человеч. общества не может быть полным без учета истории П.; в нек-рых случаях правовые источники являются основными для изучения обществ. строя отдельных ист. эпох и народов. Бурж. наука собрала большой историко-правовой материал. Но для нее характерно преувеличение самостоят. значения П. в истории, стремление изучать обществ. отношения через призму историко-юридич. категорий, а представители нек-рых открыто идеалистич. направлений считают П., "идею П.", абстрагированную от реальной социально-экономич. действительности, осн. движущей силой ист. процесса. Марксистская ист. наука широко привлекает источники П. — в совокупности с другими ист. источниками — для исследования обществ. отношений различных ист. эпох, ставит задачей выяснить материальные причины, обусловившие появление тех или иных источников П., показать, как и в какой степени правовые нормы осуществляются в жизни, каким образом используются господств. классами для укрепления своего господства и т.д.

=====

Важнейшие этапы развития права. П. — категория клас. общества, оно возникает одновременно с государством и неразрывно с ним связано. До разделения общества на классы существовали нормы обществ. поведения, обычаи, однако, в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм. На ранних этапах существования клас. общества и гос-ва обычай, санкционированный гос-вом, — обычное П., являлся наиболее распространенной формой П. Но при этом обычаи приспосабливались к условиям складывавшегося клас. общества. Обычное П. первоначально не фиксировалось в письм. форме. Но весьма рано появляется и писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье 21 в. до н.э., Хаммурапи законы в Вавилонии 18 в. до н.э., Хеттские законы 14 в. до н.э., законы Драконта 7 в. до н.э. в Афинах, Двенадцати таблиц законы в Др. Риме сер. 5 в. до н.э. и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. Суд. практика, как правило, не обобщалась, записывались решения по отдельным частным случаям, отсюда казуистический (от лат. casus — случай) характер этого законодательства. Важное значение в становлении новых норм поведения имела религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религ. окраску. Составление первых законов нередко приписывалось мифич. лицам (напр., др.-инд. Ману законы). П. активно помогало укрепиться новому обществ. строю, было важным орудием нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). Появление писаных законов нередко — результат острой социальной борьбы. Так, чжэнскому Цзы Чану, создавшему в 536 до н.э. первый кит. кодекс, пришлось преодолеть сильную оппозицию; законы XII таблиц были записаны под нажимом плебеев, требования к-рых долго отвергались патрициями, и т.д. Первые записи П. обычно касались вопросов наказаний за различные преступления, вопросов брака и семьи и др. Они предусматривали строгие наказания за любое покушение на чужую собственность, за попытку изменить существующий строй. П. закрепляло возникавшее неравенство между свободными, фиксировало появление института рабства, наличие, наряду с полноправными, неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. В то же время П. первоначально сохраняло много черт первобытнообщинного строя. Так, раб еще не всегда был резко противопоставлен другим категориям зависимых, иногда он мог иметь имущество и семью (хеттские законы даже допускают брак раба и свободной женщины), был еще правоспособен; существовала коллективная собственность на рабов, на завоеванные земли и т.д.; в области уголовного П. долгое время сохранялись кровная месть, система композиций (штрафов, уплачивавшихся пострадавшему или его родичам) и т.д. С развитием и укреплением рабовладельч. отношений положение меняется. Раб начинает рассматриваться как вещь ("говорящее орудие"), лишь как объект П. (субъектом П. признаются только свободные); собственность освобождается от элементов коллективности, кровная месть запрещается, в большинстве правовых систем исчезает система композиций и т.д.

=====

Наиболее развитой системой рабовладельч. П. было римское П.

=====

Рим. П. складывалось на протяжении нескольких веков. Древнейшие законы XII таблиц и немногочисленные законы, дополнявшие их, не могли удовлетворить потребностей развивавшегося рабовладельч. общества. Поэтому в период республики для восполнения пробелов старого рим. П. (jus Quiritium, jus civile) должностные лица — магистраты (особенно преторы) стали издавать эдикты, где формулировали новые нормы П. (преторское П.). Отношения между лицами, не имевшими рим. гражданства (перегринами), а также этими лицами и рим. гражданами, регулировало спец. П. — т.н. П. народов (jus gentium), отличавшееся большей простотой и гибкостью, меньшим формализмом. Расцвет рим. юриспруденции относится к 1-3 вв. н.э. Большая роль в формировании рим. П. принадлежала рим. юристам. Начиная с Августа, они получили право давать обязательные для суда заключения по конкретным делам. Законом 426 была придана обязательная сила сочинениям юристов 2-3 вв. — Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, а также мнениям тех юристов, к-рых они цитируют. Осн. областью деятельности юристов являлось т.н. частное П. — правоотношения, касающиеся собственности, договоров, наследования и т.д. (рим. юристы делили П. на частное, т. е. относящееся к "пользе отдельных лиц", и на публичное, т.е. относящееся к "состоянию Рим. гос-ва"). Рим. юристы создали также доктрину, согласно к-рой воля императора является законом для всех граждан. В императорскую эпоху большое значение получила законодат. деятельность императоров, к-рые издавали эдикты, декреты, рескрипты и мандаты, объединявшиеся общим названием "конституции".

=====

Ист. условия развития рим. П. позволили ему достигнуть высокой степени совершенства. В рим. П. была разработана система правовых норм, регулирующих имуществ. отношения, связанные с правом собственности, гибкая система договоров, охватывающая разнообразные хоз. отношения, в к-рые вступают между собой простые товаропроизводители, установлены формы обеспечения обязательств, правила о договорной и внедого-ворной ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании. Рим. частное П., являвшееся "...классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105), оказало огромное влияние на феод. и особенно бурж. П. Деление П. на публичное и частное было воспринято бурж. юриспруденцией.

=====

Процесс формирования феод. П. шел различно. В ряде районов П. раннефеод. общества складывалось в процессе классообразования и разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значит. влияния П. рабовладельч. общества. Так возникли, напр., англо-саксонские правды. Русская правда и др. В тех районах бывшей Рим. империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм двух правовых систем. Так, для галло-рим. населения действовало с определенными модификациями рим. П. (напр., Lex Romana Visigothorum, Lex Romana Burgundionum), а для завоевателей — обычное П. Обычное П., наряду с записями суд. практики, послужило основой для создания т.н. варварских правд, на содержание к-рых известное влияние оказали и нормы рим. П. В дальнейшем рим. П. оказало существенное влияние на развитие феод. институтов, особенно в Италии, Испании, Юж. Франции. В ряде случаев образование феод. П. происходило путем трансформации старого рабовладельч. П. Это характерно, напр., для Византии, где уже Corpus juris civilis (Свод Юстиниана), имевший своей основой рим. П., отразил и нек-рые нормы зарождавшегося раннефеод. общества.

=====

Первонач. источником феод. мусульм. П. — шариата — являлись коран и сунна. В дальнейшем в соч. выдающихся юристов 8-9 вв. Малика иби Анаса, Абу Ханифы, Шафии, Ахмеда ибн Ханбала были выработаны принципы приспособления шариата к отношениям более развитого феод. общества, определены пределы использования местных обычаев (адата) в практике судов, решены многие конкретные вопросы правового регулирования. В целом П. мусульм. стран сохраняло мн. архаич. черты и пережитки родоплеменных обычаев; для него характерна также особенно тесная и долго сохранявшаяся связь между религией и P.

=====

В период феод. раздробленности в Европе господствующей формой П. было обычное П. Оно отличалось крайним партикуляризмом. Со временем были проведены записи и частные кодификации обычного П. (см. Кутюмы, "Вейстюмер"). В составленном в нач. 13 в. сб. "Саксонское зерцало" и в возникшем в кон. 13 в. "Швабском зерцале" большое место, наряду с обычным П., занимали записи суд. практики. В феод. П. открыто закреплялось юридич. неравенство, различие прав сословий. В этом нашла выражение существенная особенность П. всех докапиталистич. обществ с особой ролью в них внеэкономического принуждения. Феод. П. выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феод. П. занимали нормы, регулировавшие феод. собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства (см., напр., статьи Баналитет, Мертвой руки право, Формарьяж), начиная от юридически оформленного крепостного права и кончая сословной неполноправностью крестьянина. Как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности и средство внеэкономич. принуждения развиваются иммунитетные П. феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феод. иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало "право сильного", т.н. "кулачное право" (нем. Faustrecht), когда споры решались силой оружия. С развитием товарно-ден. отношений в Зап. Европе возникает особое городское П., отражавшее специфич. положение города в ср.-век. обществе (широким распространением пользовалось, напр., Магдебургское городское право); происходит рецепция рим. П. с его детальной регламентацией отношений товарного произ-ва. Рецепцию рим. П. (гл. обр. формулы публичного П. о власти государя) поддерживали и монархи, стремившиеся к усилению своей власти. В известной степени рецепция рим. П. использовалась феодалами для усиления власти над крестьянами; воспитанные на рим. П. юристы были склонны приравнивать положение крепостного к положению раба в рим. П. (см. в ст. Вилланство). Большая роль в рецепции рим. П. принадлежала глоссаторам, центром деятельности к-рых был осн. в конце 11 в. Болонский ун-т. Глоссаторы комментировали Свод Юстиниана, делая записи между строк или на полях его текста. Такие комментарии назывались глоссами. В сер. 13 в. Аккурский издал сборник глосс — Glossa ordinaria, получивший значение источника П.

=====

Параллельно с рецепцией рим. П. происходило становление развитой системы канонического П., регулировавшего внутрицерк. дела, брачно-семейные отношения, гражд. сделки, связанные с клятвой. В 1-й пол. 12 в. болонским монахом Грацианом был издан трактат "Согласование разноречивых канонов", получивший значение источника П. В 1582 в правление папы Григория XIII был издан Corpus juris canonici, представляющий собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. В Византии источником церк. П. были номоканоны, в слав. странах — восходящие к номоканонам кормчие книги (в России — вплоть до опубликования в 1721 Духовного регламента).

=====

С ликвидацией феод. раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли центр. власти в формировании П., устраняется его партикуляризм. В Англии, где история П. отличалась большим своеобразием, в 13-14 вв. сложилось т.н. общее П. (Common law), важная роль в образовании к-рого принадлежала королев. суду в Вестминстере. На основе деятельности канцлерского суда (создан в кон. 15 в.) сложилась вторая ветвь англ. П., т.н. П. справедливости (Law of equity). И общее П. и П. справедливости получили выражение в суд. прецедентах. Во Франции к 16 в. по всей стране была проведена официальная запись местных систем обычного П.; все большее значение получают королев. ордонансы. В Германии единообразию правового регулирования в первую очередь способствовала рецепция рим. П., однако появляется и общеимперское законодательство. В 1532 в царствование императора Карла V рейхстагом в Регенсбурге был утвержден кодекс уголовно-процессуального и уголовного П.- "Каролина", к-рый в нек-рых областях Германии продолжал действовать до 1870; "Каролина", изданная вскоре после подавления крест. войны 1524-25, вошла в историю как один из самых жестоких кодексов. В отдельных герм. землях кодификация П. была проведена в 18 в. (Баварское уголовное уложение 1751, Баварский кодекс Максимилиана 1756, два уголовных уложения в Австрии — Марии Терезии 1768 и Иосифа II 1787, Прусское земское уложение 1794 и др.). Создание рус. единого П. было начато изданием судебника 1497. В 1550 был издан новый судебник, а затем Соборное уложение 1649. В 1830 было закончено издание Полного собрания законов Российской империи, в 1833 — Свода законов Российской империи (дополненного изданием в 1892 судебных уставов).

=====

Последним типом П. эксплуататорского общества является бурж. П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в средние века теологич. мировоззрению юридич. мировоззрение. Правовые теории (естественного права, народного суверенитета и др.) широко использовались ею в борьбе против феод. П. и феод. учреждений. В бурж. обществе был ликвидирован сословный строй и сословное П., источником законодат. власти был провозглашен не абсолютный монарх, а народ (в лице представит. органа — парламента); в бурж. конституциях были провозглашены равенство всех граждан перед законом, ряд гражд. прав и свобод (слова, совести, печати, неприкосновенность личности, а в последних по времени издания конституциях даже такие социально-экономич. права, как право на труд, "достойный уровень жизни" и т.д.). Однако эти права не обеспечены материальными и иными необходимыми гарантиями, за принципом равенства перед законом скрывается фактич. экономич. и социальное неравенство. Даже юридич. (т. е. формальное) равенство на протяжении существования бурж. общества по существу является весьма ограниченным и неполным. Так, всеобщее избират. П. было завоевано трудящимися лишь после длит. борьбы (установлено в большинстве бурж. стран с кон. 19 в.); бурж. П. долго сохраняло узаконенное рабство, оно узаконивает нац. дискриминацию, неравноправное положение женщины (в семье, на произ-ве) и т.д.

=====

Важнейшим институтом бурж. П., в к-ром наиболее ярко проявляется его клас. сущность, является институт П. частной собственности, объявленный уже франц. Декларацией прав человека и гражданина (1789) священным и неприкосновенным. Он был всесторонне урегулирован во франц. Гражданском кодексе 1804 (Кодекс Наполеона), получившем распространение во мн. странах мира и оказавшем значит. влияние на гражд. законодательство многих стран. Новые тенденции капиталистич. развития периода перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический нашли отражение в Герм. гражд. уложении 1896 (Bürgerliches Gesetzbuch) — первом едином гражд. кодексе Германии и крупнейшей бурж. кодификации конца 19 в. В нем (и в дополняющем его торг. кодексе 1897) содержится ряд ограничений в отношении частной собственности, особенно земельной, принадлежащей мелким и средним собственникам, а также ограничения свободы договора; весьма полно урегулированы правовые вопросы деятельности акц. компаний. С развитием гос.-монополистич. капитализма в бурж. П. важное место заняли акты, оформляющие попытки государственного регулирования и планирования экономики, а также акты, связанные с управлением национализированными предприятиями.

=====

В области социального законодательства бурж. гос-во под давлением рабочего движения вынуждено было создать систему норм, регулирующих вопросы рабочего времени, пенсий, социального страхования. В разное время в разных странах бурж. гос-во вынуждено было признать П. трудящихся на создание профсоюзов, на забастовку, на заключение коллективных договоров. Но одновременно усиливается законодательство, направленное против рабочего и демократич. движения, издаются законы с целью свести на нет завоеванные рабочим классом П. Особенно характерно законодательство периода после 2-й, мировой войны в США (Тафта-Хартли закон 1947, Маккарена-Вуда закон 1950, активизация "Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности" и др.).

=====

Бурж. П. в борьбе с феодализмом провозгласило принцип законности. В период империализма и особенно в период общего кризиса капитализма наступает кризис бурж. законности. Он проявляется не только в актах открытого произвола органов бурж. гос-ва, но и в принципе "свобода адм. и судейского усмотрения", в вытеснении закона актами исполнит. власти и т.п. В фаш. гос-вах законность ликвидируется полностью.

=====

Социалистич. П., в отличие от рабовладельч., феод. и бурж. типов П., выражающих волю эксплуататорских классов и направленных на охрану интересов этих классов, выражает волю трудящихся, является П. общества без эксплуатации.

=====

Уже первые декреты Советской власти о земле, о мире, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Декларация прав народов России, Конституция РСФСР 1918, равно как и первые законы в зарубежных социалистических странах, сыграли огромную роль в ликвидации старых обществ. отношений и создании новой организации общества, в закреплении и оформлении власти трудящихся. В П. получали закрепление важнейшие социально-экономич. преобразования социалистич. характера. Правовыми актами были оформлены национализация пром. предприятий, банков, транспорта, установление монополии внеш. торговли и т.д. В законодательстве находила отражение и ликвидация остатков феод. отношений (напр., ликвидация сословий декретом ВЦИК и СНК от 11 (24) ноября 1917, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви от 20 января (2 февр.) 1918 и т.д.). Отмена реакц. законодательства явилась одним из первых мероприятий нар. власти (хотя возникновение нового П. не означало немедленной отмены всего предшествовавшего законодательства).

=====

Необходимость существования П. при социализме была теоретически обоснована К. Марксом в "Критике Готской программы" и В. И. Лениным в кн. "Государство и революция". "... Не впадая в утопизм, — писал В. И. Ленин,- нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 95 (т. 25, с. 439)). Гл. назначение П. при социализме Ленин видел в регулировании меры труда и меры вознаграждения за него, т. е. в охране и осуществлении принципа социализма "от каждого по способности, каждому по труду". Базирование социалистич. общества на обществ. собственности на орудия и средства произ-ва открывает широкие возможности для активного воздействия П. на экономич. развитие общества. Наиболее наглядным проявлением этого являются законы о нар.-хоз. планах. В системе гражд. законодательства большое значение принадлежит также нормативным актам, регулирующим договорные отношения между социалистич. предприятиями. Социалистич. П. предусматривает охрану обществ. социалистич. собственности как основы социалистич. системы хозяйства и охрану личной собственности граждан, борьбу со всеми посягательствами на социалистич. строй со стороны клас. противников, преступных элементов, тунеядцев. Коренное преобразование обществ. жизни привело не только к коренным изменениям в содержании П., но и к возникновению нек-рых новых отраслей П., напр. колхозного П.

=====

Осн. законами социалистич. стран являются конституции, отразившие принципиально новый характер социалистич. П. в сравнении с П. эксплуататорских обществ. В конституциях закреплены господство обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, запрещается эксплуатация человека человеком и другие формы нетрудового обогащения, утверждается полновластие трудящихся и демократич. принципы гос. управления, провозглашаются и гарантируются материальными средствами подлинно демократич. права и свободы граждан. Каждому этапу строительства нового общества в СССР и в других социалистич. странах соответствовали свои законодат. акты и конституции, отражающие процесс поступательного развития этих стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств).

=====

Важнейшее значение в условиях социалистич. гос-ва имеет социалистич. законность. С первых дней существования социалистич. гос-ва партия придавала большое значение укреплению законности. В. И. Ленин неоднократно указывал на необходимость строгого соблюдения советских законов. В письме "О двойном подчинении и законности" он сформулировал ее осн. принципы. Режим законности вытекает из природы социалистич. общества, является важным условием успехов социалистич. и коммунистич. строительства. Культ личности Сталина, приведший к неоправданному умалению роли П. в жизни социалистич. общества, к сведению социалистического П. к мерам принуждения (это находило "обоснование" и в работах А. Я. Вышинского), к грубым нарушениям законности, был решительно осужден партией. После XX съезда КПСС (1956) были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению социалистич. законности. Программа КПСС (1961) придает большое значение дальнейшему укреплению социалистич. правопорядка. "Партия ставит задачу обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, ликвидацию преступности, устранение всех рричин, ее порождающих" (Программа КПСС, 1961, с. 106).

=====

Социалистич. П. является последним ист. типом П. В коммунистич. обществе одновременно с отмиранием гос-ва произойдет и отмирание П., "Сложатся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей" (там же, с. 110).

=====

Лит.: Кечекьян С. P., K вопр. о роли П. в истории, "ВИ", 1961, No 7; История гос-ва и П., под общей ред. З. М. Черниловского, т. 1-3, М., 1949-61, 2 изд., т. 1 — История гос-ва и П. зарубежных стран, под общей ред. П. Н. Галанзы, M., 1963; Decugis H., Les étapes du droit des origines а nos Jours, 2 éd., t. 1-2, P., 1946; Ellul J., Histoire des institutions, t. 1-2, P., 1955-56; Meilers E. M., Etudes d'histoire du droit, t. 1-3, Leiden, 1956-1959; Лурье И. M., Очерки древнеегип. П. XVI-X вв. до н.э., Л., 1960; Кечекьян С. Ф., Гос-во и П. Древней Греции, M., 1963; Перетерский И. С., Всеобщая история гос-ва и права, вып. 2- Рим, М., 1944; Jopnes J. W., The law and legal theory of the Greeks, Oxf., 1956; Kunkel W., Römische Rechtsgeschichte, 4 Aufl., Weimar, 1964; Villey M., Le droit romain, 3 éd., P., 1957; Черниловский З. M., История феод. гос-ва и П., М., 1959; Хрестоматия памятников феод. гос-ва и П. стран Европы, М., 1961; Виноградов П. Г., Рим. П. в ср.-век. Европе, М., 1910; Koschaker P., Europa und das Römische Recht, Münch. — В., 1958; Ourliacc Р. et alafosse J. de, Droit romain et ancien droit, (v. 1-2), P., 1957-61; Timbal P. G., Droit romain et ancien droit français, (P.), 1960; Bader K. S., Studien zur Rechtsgeschichte des mittelalterlichen Dorfes, T. 1-2, Weimar, 1957-62; Rlöch W. M., Geschichte des Kirchenrechts, Bd 1-2, W.- Münch., (1953 — 55); Des Graviers J., Le droit canonique, P., 1958; Памятники рус. П., в. 1-8, M., 1952-63; Владимирский-Буданов M. P., Обзор истории рус. П., 6 изд., СПБ-К., 1909; Леонтович Ф. И., История рус. П., в. 1, Варшава, 1902; Сергеевич В. И., Древности рус. П., 3 изд., т. 1-3, СПБ, 1903-09; Зигель P. P., Лекции по истории славянских законодательств, Варшава, 1911; Brunner H., Deutsche Rechtsgeschichte, 2 Aufl., Bd 1-2, Münch. — Lpz., 1906-28; Schwerin C, Grundzüge der deutschen Rechtsgeschichte, 4 Aufl., B.-Münch., 1950; Schröder R. und Künssberg E., Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 7 Aufl., В. -Lpz., 1932; Chénon Й., Histoire générale du droit français public et privé..., t. 1-2, P., 1926-29; Olivier-Martin F., Précis d'histoire du droit français, 5 éd., P., 1953; Holdsworth W. S., A history of English law, v. 1-13, L., 1924-52; Rollock F., Maitland F. W., The history of English law before the time of Edward I, 2 ed., v. 1-2, Camb., 1952; Шарль Р., Мусульманское П., пер. с франц., M., 1959; История гос-ва и П. стран Азии и Африки. Очерки, М., 1964; Bousquet G. H., Le droit musulman, P., (1963); Черниловский З. M., История бурж. гос-ва и П. (Учебник), M., 1964; David R., Les grands systèmes de droit contemporains, P., 1964; SwisheC, The constitutional history of the USA, Boston, 1951, Hamilton-Depassier C., Manual de historia del derecho, Santiago de Chile, 1948; Громаков B. C., Очерки по истории антидемократич. законодательства США, М., 1958; Зивс С. Л., Кризис бурж. законности в совр. империалистич. гос-вах, М., 1960; Жидков О. A., Антитрестовское законодательство в США, М., 1963; его же, История гос-ва и права стран Лат. Америки, М., 1967; Туманов В. A., Критика совр. бурж. теории права, М., 1957; Против совр. правовой идеологии империализма. Сб. ст., М., 1962.

=====

История гос-ва и П. СССР, ч. 1-2, М., 1961-62; История сов. гос-ва и П., М., 1967; Сорок лет советского права. 1917-1957, т. 1-2, Л., 1957; Кечекьян С. Ф., Правоотношения в социалистич. об-ве, М., 1958; Токарев Ю. С., Народное правотворчество накануне Вел. Окт. социалистич. революции (март — окт. 1917 г.), М.-Л., 1965; Разумович Н. Н., Орг.-правовые нормы социалистич. обобществления пром-сти в СССР. 1917-1920, М., 1959; Александров Н. Г., П. и законность в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Право и коммунизм. Сб. ст., M., 1965.

=====

Библиографич. издания, спра- вочники, периодика. Юридический словарь, 2 изд., т. 1-2, М., 1956; Catalogue des sources de documentation Juridique dans le monde, UNESCO, 1957; "Revue historique de droit français et étranger" (1855-); "Zeitschrift der Savigny Stiftung für Rechtsgeschichte" (1861-). См. также лит. при ст. Государство.

=====

П. С. Грацианский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Право — Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью... Большая советская энциклопедия
  2. право — 1) -а, мн. права, ср. 1. только ед. ч. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю господствующего класса. Избирательное право. Социалистическое право. Малый академический словарь
  3. ПРАВО — ПРАВО — англ. law /right /claim; нем. Recht. 1. Система общеобязательных соц. норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им. 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода ч.-л. делать, осуществлять. Социологический словарь
  4. ПРАВО — ПРАВО – специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции. В истории и теории права есть два подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. ius – право) и легистский (от лат. lex – закон). Новая философская энциклопедия
  5. право — 1. пра́в/о¹ (избирательное). 2. пра́во², вводн. сл. 3. пра́в/о³, нареч. (от пра́в/ый). Морфемно-орфографический словарь
  6. ПРАВО — Судебные дела (вьявахара) в Древней Индии рассматривались, исходя из трех осн. компонентов, образующих право (дхарма). Во-первых, дхарма считалась извечной и в принципе неизменной, содержащейся, в конечном счете, в свящ. Откровении (шрути, Веда). Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  7. право — орф. право1, -а, мн. права, прав, -ам право2, вводн. сл. право3: (не знает,) где право, где лево; право руля, право на борт (команды); под право (ударить, послать мяч) Орфографический словарь Лопатина
  8. право — Право слово (простореч.) — вводное слово, выражающее уверение, честное слово. ► Право слово, не опоздаю. Фразеологический словарь Волковой
  9. право — ПРАВО - право атаки. см. ПРАВОТА тактическая. - право ответа. см. ПРАВОТА тактическая. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  10. право — • исключительное ~ • неограниченное ~ • непререкаемое ~ • полное ~ Словарь русской идиоматики
  11. ПРАВО — Совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве является весьма распространенным не только в отечественной, но и зарубежной юридической литературе. Словарь по конституционному праву
  12. ПРАВО — ПРАВО История многих слов и понятий связана с историей международного общения культур и языков. Такие слова, как право, можно изучать лишь на фоне истории слов греч. ε぀θύτης, δικαιοσύνη, лат. jus, немец. Recht, польск. prawo, чешск. pravó. Историко-этимологический словарь
  13. право — Привилегия, льгота, преимущество, прерогатива, монополия Имею полное право на что-нибудь (сделать что-нибудь) Лишен прав и преимуществ Он имел – если не право, то резон – смеяться Я властен (имею право, вправе) делать что-либо... Словарь синонимов Абрамова
  14. Право — • Ius (юр.) 1. в объективном смысле, законная норма для поведения людей, и именно как систематическое собрание постановлений закона (напр. Словарь классических древностей
  15. право — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? права, чему? праву, (вижу) что? право, чем? правом, о чём? о праве; мн. что? права, (нет) чего? прав, чему? правам, (вижу) что? права, чем? правами, о чём? о правах... Толковый словарь Дмитриева
  16. право — Общеслав. Субстантивация прил. правъ (см. правый) в форме ср. р. Право «закон» (ср. правовое государство) < «то, что правильно». См. юстиция. Этимологический словарь Шанского
  17. право — 1. система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Большой бухгалтерский словарь
  18. право — ПРАВО — БЕСПРАВИЕ Для начала он произнес вступительную фразу о том, что у него на родине, в Европе, другое право, и там правят законы разума. При этом он, возможно, вспомнил, на родине у него прочно воцаряется эпоха бесправия и упадка права. Б. Носик. Словарь антонимов русского языка
  19. право — ПРАВО 1. ПРАВО, -а; права; ср. 1. только ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством моральных норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. Крепостное п. П. феодального общества. Соблюдение норм права. Толковый словарь Кузнецова
  20. право — 1. ПРАВО1, а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Толковый словарь Ожегова
  21. право — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив... Большой юридический словарь
  22. право — Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. В тесной связи с государством заключается основное отличие ПРАВА от правил поведения в доклассовом обществе, а также от других нормативных систем. Финансовый словарь терминов
  23. право — ПР’АВО, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке... Толковый словарь Ушакова
  24. Право — Имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  25. право — Общеславянское слово, образованное на основе среднего рода слова правь (правый). Этимологический словарь Крылова
  26. право — См. правый Толковый словарь Даля
  27. ПРАВО — "ПРАВО" — юридическая газета либерального, с 1905 кадетского направления, 1898-1917, Санкт-Петербург, 1-3 раза в неделю. Издатель — В. М. Гессен. Большой энциклопедический словарь
  28. право — пра́во укр., блр. пра́во, др.-русск., сербск.-цслав. право, болr. пра́во, сербохорв. пра̏во, словен. рrа̑vо, чеш., слвц. právo, польск. рrаwо. От *рrаvъ (см. пра́вый). Лит. provà, вин. ед. prõvą, лтш. prāva "судебное дело, суд" заимств. из слав. (М.–Э. Этимологический словарь Макса Фасмера
  29. право — право I ср. 1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Толковый словарь Ефремовой
  30. ПРАВО — ПРАВО — многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. Кант определял П. как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом... Новейший философский словарь