ПАНСЛАВИЗМ

Обществ.-политич. течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. народов к противопоставлению себя др. народам и к гос. единству с царской Россией. В кон. 18 — нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. отношений и усиления борьбы юж. и зап. славян против чужеземного ига, у юж. и зап. славян стала крепнуть тенденция к культ. и политич. сближению между собой и с единственно независимой великой слав. державой — Россией. Подобного рода прогрессивные идеи слав. взаимности развивали деятели чеш. нац. движения Й. Добровский, П. Шафарик, хорват. политич. деятель Л. Гай и связанное с ним движение иллиризма и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и тур. феодалами слав. народов. У серб. просветителя В. Караджича, черногорского просветителя П. Негоша идея слав. взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в кон. 30-х гг. 19 в. в работах М. П. Погодина на основе реакц. теории официальной народности были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над др. народами и о предназначении России к гегемонии в слав. мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50-60-х гг. развивались славянофилами. Решение слав. вопроса на основе распространения власти царизма на все слав. земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-бурж. преобразований в России (записка К. С. Аксакова "О внутр. состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, No 26-28), другие (И. С. Аксаков) отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя П. в отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, т. к. доктрина П. большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитич. задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830-31, а затем 1863-64, политика России по отношению к революциям 1848-49, поражение в Крымской войне 1853-56 благоприятствовали развитию австрославизма. С позиций П. резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е гг. 19 в. Л. Штуром. Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление П. (Славянский съезд 1867 в Москве), что нашло наиболее значит. выражение в работах В. И. Ламанского и деятельности Слав. комитетов, принявшей особо широкий характер во время рус.-тур. войны 1877-78. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности П. был маловлият. политич. течением. В кон. 19 — нач. 20 вв., когда в политике герм. империализма все явственнее стали проявляться широкие антислав. цели, идеологи П. стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерм. опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е гг. Н. Я. Данилевский. Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. Крамаржа и Р. Дмовского на Слав. съезде 1908 в Праге. В отличие от П. 19 в., центр. место в к-ром занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905-07, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революц. и нац.-освободит. движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с Боснийским кризисом 1908-09, лишила Слав. съезд 1910 в Софии какого-либо значения. К тому же Балканские войны 1912-13 обнажили непримиримость противоречий господств. классов различных слав. стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи слав. взаимности, возродить П., прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны П. стал как бы офиц. идеологией либеральных кругов рус. буржуазии.

=====

Свержение царизма в России, победа Окт. социалистич. революции 1917, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и нац. гнета, практически положили конец всяким проявлениям П. Однако с этого же времени нек-рые реакц. идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что П. якобы восторжествовал в Сов. гос-ве. Фаш. пропагандисты также пытались придать антислав. расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы П. Солидарность слав. народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакц. публицистике зап. стран стала выдаваться за новый П. В зап.-герм. публицистике послевоен. периода, а равно и в родственной ей публицистике др. стран значит. распространение получили фальшивые теории "слав.-сов. империализма" как продолжения П.

=====

Реакц. идеологии П. с самого ее возникновения противостояли идеи солидарности слав. народов и всех др. народов в борьбе против царизма и всех сил реакции. Демократич. тенденции в решении слав. вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского Общества соединенных славян, а также Кирилло-Мефодиевского общества. Против П. выступали либеральные круги славянофилов, западники. Реакционность П. разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Маркович и др. Непримиримую борьбу против П. вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе слав. стран П. никаким влиянием никогда не пользовался.

=====

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 329-30 (т. 21, с. 287-89); Погодин М. П., Собр. статей, писем и речей по поводу слав. вопроса, М., 1878; Аксаков И. С., Слав. вопрос 1860-1886, М., 1886; Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1-3, Варшава, 1886-93; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1-2, Prag, 1913; Renouvin P., L'idée de Fédération Européenne dans la pensée politique du XIX siècle, Oxf., 1949; Kohn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.-Münch., 1956; Petrovich M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856-1870, N. Y., 1956; Erickson J., Panslavism, L., 1964.

=====

А. Я. Манусевич. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Панславизм — Националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Большая советская энциклопедия
  2. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ – теория культурно-исторической общности славянских народов. Предтечей панславизма был хорват Юрий Крижанич, приехавший ко двору царя Алексея Михайловича и выдвинувший идею славянского единения. Новая философская энциклопедия
  3. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ (от греч. pan — всё и slavus — славянин) — англ. panslavism; нем. Panslaunsmus. Идейное и соц.-полит. движение, возникшее в XIX в., направленное на культ, и полит, объединение всех славянских народов. Социологический словарь
  4. панславизм — Пан/слав/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. панславизм — орф. панславизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Панславизм — Национальная идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856), а также подавления Польского восстания (1863-1864). Словарь социолингвистических терминов
  7. панславизм — Идеология, сложившаяся в России как следствие поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.), а также подавления Польского восстания (1863-1864 гг.) и переставшая существовать как активная идеология после Октябрьской революции 1917 г. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. панславизм — ПАНСЛАВИЗМ а, м. panslavisme m. Возникшее в 30-е гг. 19 в. реакционное политическое течение, стремящееся к объединению всех славянских народов под властью русского царизма. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. панславизм — панславизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. панславизм — Стремление славян к полному их объединению Ср. Панславизм - это ящик Пандоры, подсунутый нам злым московским колдуном. В.А. Полетика. См. ящик Пандоры. Фразеологический словарь Михельсона
  11. панславизм — ПАНСЛАВ’ИЗМ, панславизма, мн. нет, ·муж. (·ист. ). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и некоторых других славянских стран в 19 ·в. и в начале 20 ·в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе; см. пан.... Толковый словарь Ушакова
  12. панславизм — См. панслависты Толковый словарь Даля
  13. ПАНСЛАВИЗМ — ПАНСЛАВИЗМ — 1) термин, введенный в 1840-х гг. австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов. 2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. Большой энциклопедический словарь
  14. Панславизм — Идея объединения славянских народов под главенством русского царя в к. XVIII – нач. XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. Словарь по культурологии
  15. панславизм — ПАНСЛАВИЗМ, а, м. Идейно-политическое течение 19 нач. 20 в., отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян. | прил. панславистский, ая, ое и панславянский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  16. Панславизм — См. Славянство. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона